Пустая клятва

19 Январь 2015
2682
Вопрос: 
Подскажите, пожалуйста, как поступить. Я обещала своему брату, что в течение новогодних каникул куплю ему телефон, но когда он меня разозлил, то сказала: «Валлах (это как бы клятва), не куплю телефон». Слова эти я произнесла от всего сердца, в гневе, но не ему, а сама себе. Теперь жалею, что в гневе дала клятву, и хочу купить брату телефон. Это должен был быть подарок. Если я куплю телефон, будет ли грех на мне?

Ответ: Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Не спросит Всевышний Аллах вас за пустые клятвы» (см. сура «аль-Маида», аят 89).

Отсюда следует, что пустая клятва (т. е. та клятва, когда человек не имел намерения дать клятву, но слова клятвы были всё ж произнесены), не считается действительной. Поэтому, если слова «валлахи» были произнесены неумышленно, то они не имеют силу клятвы.

Если же слова клятвы были произнесены осознанно, то относительно нарушения клятвы есть следующие решения, о которых говорится в книге «Фикхуль Манхадж»: «Если кто-нибудь клялся оставить что-либо обязательное, например, намаз, либо совершить запретное, например, выпить спиртное, то он впадает в грех и считается нарушившим клятву, так как совершение этих поступков по Шариату категорически запрещается. А если поклялся оставить желательное, например, ратибаты – добровольные, желательные молитвы, совершаемые до и (или) после обязательных молитв, либо совершить нежелательное, например, совершение молитвы в коротких рукавах, то ему желательно нарушить клятву. В случае если он поклялся оставить дозволенное, либо совершить его, и это касается лишь его, то ему будет предпочтительнее сдержать клятву. Если же его клятва наносит вред кому–либо, к примеру, если он поклялся не навещать своих родителей, родственников или друзей, то ему лучше нарушить свою клятву. Так как Пророк ** сказал: «Тот, кто поклялся чем-либо, а затем посчитал лучшим другое, то пусть он совершит другое и выплатит каффарат (штраф) за нарушенную клятву» (Муслим, 4360).

За нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан либо:
1) освободить верующего раба (этот пункт сегодня не применим);
2) раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600 г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности;
3) раздать по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т. п.
Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов, обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием (см. «Фикхуль Манхаджий», том 1-й, стр. 453–454).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.