Религиозный фанатизм мужа привел к охлаждению отношений

7 Ноябрь 2016
Вопрос: 
Мой муж преподаёт и учится в исламском институте. Вроде бы, он совершает богоугодное дело, но при этом он полностью забросил семью: рано уходит, поздно приходит, не выполняет супружеские обязанности. Разве можно по Шариату из-за своего фанатизма оставлять семью?

Ответ: Конечно же, поступок Вашего мужа не соответствует Шариату. Он, наверное, до сих пор не понимает, что его фанатизм вредит не только Вам, но и ему самому.

Когда человек слишком фанатичен, утомляя себя днём и ночью богослужением, он лишает себя хушуа (смиренности) – и тогда всё его служение лишается смысла.

Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, к каждой вещи бывает сильное стремление (желание) и, поистине, у любого усердия бывает спад».

И вот тогда человек начинает пренебрегать служением, теряет интерес к нему, порой он совершает всё автоматически, как робот, забывает в намазе количество совершённых ракаатов и т. д. – всё это и есть самый большой вред фанатизма.

Поэтому Шариат установил для богослужения меру – как устанавливают меру лекарствам больного, чрезмерно не добавляя и не уменьшая.

Высшая степень поклонения – ихсан (совершать служение так, как будто мы видим Всевышнего, хоть мы Его и не видим, а Он нас видит). Но достигается такая степень поклонения следованием образу жизни Пророка (ﷺ). Он говорил: «Я держу пост и разговляюсь, я бодрствую и сплю, я вступаю в брак. И тот, кто откажется от моего пути, тот не из моей уммы».

Салман (да будет доволен им Аллах) отмечал: «У тебя есть долг перед глазами (то есть их следует беречь от лицезрения запретного), у тебя – долг перед женой (значит, ты обязан исполнять обязанности мужа)».

Также целью богослужения является истикама (выполнение предписаний и оставление запретного, чтобы не свернуть с правильного пути). Но и этого невозможно достичь проявлением фанатизма. Пророк (ﷺ) сказал:

استقيموا ولن تطيقوا

«Придерживайтесь прямого пути (истикама), но вы не сможете (выполнить полностью все предписания Всевышнего)» (Имам Ахмад).

Истикамат можно достичь определённой мерой в служении, которой нафс может наслаждаться. А если мы не будем соблюдать эту меру, нафс будет ещё сильней препятствовать нашему желанию поклоняться.

На основании сказанного, Пророк (ﷺ) призывает умму быть умеренной во всём, не переходить границы, чтобы не лишить себя таких вершин как хушу и истикама.

От Аиши (да будет доволениею Аллах) передают, что однажды Пророк (ﷺ) вошёл к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, и спросил (её): «Кто это?» (Аиша) сказала: «Такая-то», — и стала рассказывать о том, как она молится (эта женщина очень много молилась, изнуряя себя и полностью выбиваясь из сил). Что же касается Пророка (ﷺ), то он сказал:

مَهْ عليكُمْ بِما تُطِيقُون، فَوَاللَّه لاَ يَمَلُّ اللَّهُ حتَّى تَمَلُّوا وكَانَ أَحَبُّ الدِّينِ إِلَيْهِ ماداوَمَ صَاحِبُهُ علَيْهِ.

«Прекрати! Вы должны делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь». А больше всего он (Пророк) любил такие религиозные дела (поклонения), которые совершающий делал постоянно». (Бухари; Муслим)

Человек, который не соблюдает определённую Шариатом меру, не сможет почувствовать истинный смысл того, что он совершает. Если человек знает, что он – муж, отец и то время, которое он обязан, согласно Шариату, тратить на них, тратит на другое, то он, во-первых, не исполняет свой долг, а во-вторых, полагая, что своим служением достигнет какого-то уровня, он обманывает себя.

Нужно понять, что Шариат содержит инструкции для всего и в нём расписано до мелочей всё, что человек должен совершать в течение суток. Нам следует строго придерживаться Шариата и не переходить границы.

Пророк (ﷺ) сказал: «Религия не сложна, но проиграет тот, кто осложняет религию».

Итак, хочется напомнить Вашему мужу, что счастье жены и детей – это тоже поклонение, и если он этого не осознал, то пусть Всевышний поможет ему узреть истину!

islamdag.ru