«Доверительный платеж» с точки зрения ислама?

23 Сентябрь 2016
Вопрос: 
Является ли услуга «Доверительный платеж» ростовщичеством с точки зрения ислама?

Ответ: «Доверительным платежом» называется следующая услуга: когда у абонента заканчивается выделенное ему время для разговора по телефону и ему затруднительно осуществить новый платеж или он находится там, где сделать это невозможно, то по его просьбе на его счет начисляется возможность пользоваться услугами связи в размере, например, ста рублей. Потом, когда у него появится возможность, он вместо этих ста рублей возвращает, например, сто десять рублей.

Если кто-то утверждает, что поступать так запрещено и в этом есть риба, возможно он так говорит на основе людских разговоров.

Люди говорят: «Закинул деньги на телефон, и они исчезли оттуда». Из этих слов он может сделать вывод, что когда при взятии доверительного платежа на счет зачисляют сто рублей, а потом списывают сто десять, то это является продажей ста рублей за сто десять. Исходя из этого, он может решить, что в этой продаже денег за деньги не выполняются два обязательных условия подобных сделок в торговле, а именно: равенство обмениваемых сумм и передача денег из рук в руки - и из-за этого происходит риба.

Если это допустить, то выходит, что все те, кто при перепродаже услуг связи, начиная с первых владельцев сотовых операторов, где предыдущий не мог являться уполномоченным (вакилем) от следующего, оставлял себе какой-нибудь процент, будь это комиссия и т.д. - все они делали риба. У них в большинстве сделок отсутствует не только равенство суммы с обеих сторон, но и отсутствует передача из рук в руки.

Когда мы поймем, что в доверительном платеже не продаются деньги за деньги, а продается услуга (возможность общения), все эти вопросы у нас исчезнут, и из этого мы поймем, что стоимость услуги «доверительный платеж» немного дороже из-за того, что его дают в долг, чем стоимость услуги, за которую сразу отдают деньги. В этом нет запрета, потому что нет запрета продавать товар стоимостью сто рублей за сто десять, при его продаже в долг.

Ахмад-хаджи Исаев,

«Иршадуль Аввам» 2 том