Посох в Исламе

7 Ноябрь 2012
11699

Пророческий атрибут и первый инструмент, которым пользовался человек

Посох в Исламе «Припаси посох на путь, а слово на ответ», – гласит старинная поговорка. Ответное слово, подходящее и не очень, почти всегда у каждого найдётся, а вот посох у странствующих в наше время можно увидеть крайне редко.

Посох, трость – особая палка, основное значение которой – поддержка при ходьбе. Как правило, на посох опираются, и он придаёт устойчивость.

Этот пророческий атрибут, пришедший к нам из древности, по праву можно считать самым первым предметом, которым пользовался человек. У первого человека и пророка – Адама – был посох, которым он пользовался, и после его смерти потомки долгое время передавали этот предмет от отца к сыну.

Среди вещей, которые Пророк Нух поднял на свой корабль во время потопа, был табут со священными писаниями, Хаджар аль-асвад (чёрный камень), а также посох Адама (мир ему).

 Этот посох со временем достался Пророку Салиху (мир ему). Племя Самуд, к которому он был послан, потребовали показать им чудо, чтобы из расколовшейся скалы вышла верблюдица с детёнышем. Это было их условием для принятия веры в Аллаха.

Тогда Салих встал, совершил два ракаата намаза и, воздев руки, обратился к Аллаху . Потом, взяв посох Адама , подошёл к скале и ударил по ней посохом. Скала стала стонать, как роженица, и у всех на глазах из неё вышла верблюдица с детёнышем и отчётливо произнесла: «Ла илаха илла-ллах, Салих – расулуллах» («Нет бога, кроме Аллаха, и Салих – Его пророк»), хотя обычно животные не имеют дара речи.

Когда Пророк Муса стал зятем Пророка Шуайба и договорился десять лет пасти его овец, Шуайб отвёл Мусу в комнату, на стенах которой были развешаны посохи, и предложил новому пастуху взять любой из них. Муса протянул руку, и ему попался красный посох, но Шуайб велел оставить его. Снова Муса протянул руку, и опять попался тот же самый посох, и Шуайб опять приказал повесить его на место. Но сколько бы раз Муса ни протягивал руку, ему попадался один и тот же посох, и Шуайб , наконец, позволил взять его. Шуайб сказал, что этот посох дарован Аллахом Пророку Адаму в Раю, и завещал свято оберегать его. После этого посох остался у Мусы.

Посох, который был у Пророка Мусы (мир ему), упомянут в Священном Коране, в суре «Таха».
«Что в твоей руке?» – спросил Мусу Всевышний.

«Мой посох, на который я опираюсь, когда хожу, и сбиваю им для моих стад листья. В нём есть для меня и другая польза», – ответил он.

«Брось его на землю, о Муса», – повелел тот голос.

Муса бросил посох оземь, и он превратился в змею. Муса в испуге убежал.

«Неужели ты бежишь от Всевышнего, который общается с тобой?» – спросил его ангел Джабраил.

Муса вернулся, подошёл к посоху, который всё ещё лежал в виде змеи.

 «Теперь подними его», – повелел Всевышний.

 Муса в страхе не решался дотронуться

«Не бойся, подними», – снова сказал Аллах.

 Муса взял змею в руки, и она превратилась в трость.

Когда Муса (мир ему), взяв посох, отправился к Фиравну, все запертые ворота при одном касании посоха сами отворялись.

Муса бросил посох оземь, и он превратился в змею. Увидев это, Фиравн очень испугался и убежал, а за ним и остальные присутствовавшие.

 Фиравн собрал семьдесят самых могущественных колдунов и велел им выйти на спор-состязание с Мусой. Фиравн обещал щедро наградить их, если они осилят Мусу своим колдовством.

В назначенный день после восхода солнца колдуны, взяв множество посохов и верёвок, собрались в назначенном месте и созвали народ.

Муса пришёл с Харуном , взяв с собой посох. К этому времени уже собралось множество людей, которые пришли посмотреть на происходящее. Самые сильные колдуны Фиравна околдовали собравшихся так, чтобы посохи и верёвки казались им извивающимися змеями, которые, играючи, то порывались друг на друга и свивались в кубок, то расползались.

Увидев это, Муса забеспокоился, но Всевышний ниспослал ему откровение: «Не бойся, ты осилишь их колдовство», – и приказал бросить посох наземь. Муса выполнил приказ, и посох в тот же миг превратился в семиглавого дракона, который стал глотать посохи и верёвки, как змеи глотают лягушек, и проглотил все.

Колдовство разоблачилось, истина восторжествовала, и все семьдесят колдунов признали и уверовали, что Муса является истинным посланником, и засвидетельствовали, что нет бога, кроме Аллаха. Все они поклонились Всевышнему и c чистым намерением искренне раскаялись.

Фиравн разгневался на чародеев за то, что те без его ведома уверовали в Мусу (мир ему). Он отрубил несчастным руки и ноги и распял всех на финиковых пальмах.

Затем Всевышний ниспослал Мусе откровение, в котором повелел, чтобы тот ударил посохом о воды Нила. Пророк так и сделал, после чего вода в реке стала красной, превратившись в чистую кровь.

Всевышний также ниспослал Мусе откровение с повелением ударить посохом по волнам Красного моря. После этого между огромными, словно горы, волнами моря образовалось двенадцать тропинок. И Муса с народом прошли по дну Красного моря.

Роль посоха в назначении правителя

По требованию своего народа пророк Шамун обратился ко Всевышнему с просьбой о возвращении табута (сундук с пророческими реликвиями) и о том, чтобы для этого он дал им царя. Всемогущий Аллах ответил на его мольбы и дал им посох из Рая, сказав: «Длина посоха равна росту вашего будущего царя. Найдите его».

Шамун измерил посохом из Рая одного бедняка по имени Талут и узнал в нём того, о ком возвестил Всевышний. И Талут по велению Аллаха был назначен царём народа Израилева.

Посох сыграл свою роль и при назначении Пророка Сулаймана правителем.

Пророк Давуд , видя способности и знания своего сына Сулаймана , назначил его царём вместо себя. Но среди потомков Израиля возникло недовольство тем, что власть над ними доверили ребёнку. Узнав об этом, Давуд собрал всех почитаемых потомков Пророка Якуба и посоветовался с ними. Пророк попросил их принести по посоху со своими именами, что и было сделано. Решили поставить посохи в отдельную комнату и закрыть двери на ночь на замок. Халифом должен был стать тот, чей посох зазеленеет. На утро следующегодня все трости остались как были, только посох Сулаймана зазеленел и стал похож на молодое дерево. При виде этого ни у кого не осталось сомнений в том, что халифом должен быть именно Сулайман.

…Когда Сулайман понял, что жизнь его подошла к концу, он сделал омовение, завернулся в саван и, подготовившись к смерти, опёрся на посох в михрабе. «О Аллах , не дай джиннам узнать о моей смерти, чтобы люди убедились в том, что джинны не ведают тайное», – попросил он Всевышнего, и на этих словах ангел смерти забрал его душу.

Джинны, которые утверждали, что знают тайное, не узнали о смерти пророка, который стоял у них на виду, пока посох, на который он опёрся, не сломался, подточенный червями. В страхе перед Сулайманом и не ведая о его смерти, они ещё целый год трудились изо всех сил.

В книге «Нузхатуль Маджалис», на стр. 296, приводится, что Ибн Аббас сказал: «Опираться на трость – это качество пророков. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) опирался на трость и повелевал опираться на неё. От него сообщается: “Трость – это признак верующих и сунна пророков. Тому, кто выйдет в путь с тростью из миндального дерева, Аллах даст сохранность от семи вещей, в том числе от вреда, воровства враждующего и от всего ядовитого – змеи, скорпиона и т. д., пока он не вернётся к семье, домой; с ним бывают 77 ангелов”».

Имам Бармави сказал: «Трость бывает оружием против враждующего и помощью слабым. Шайтан убегает от того, кто с тростью, а нечестивец подчиняется ему; также трость для её обладателя бывает киблой и силой при усталости».

Во время пятничной хутбы желательно опираться на трость и делать это левой рукой.

В этой статье приведены эпизоды из жизни разных пророков, упомянутые в книге досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави (да возвеличит его Аллах).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.