Мой смертельный эксперимент…

7 Апрель 2014
7823

Рассвет. Громко и протяжно звенит телефон, заявляя: «на доброе утро можешь не рассчитывать!» Быстро встаю с кровати, беру в руки мобильник, вижу надпись на  экране: «Ты мертва».  Сердце в груди бешенно  колотится. То ли от  этой противной мелодии, что тяжело воспринимается со сна, то ли от страха  смерти, приближающейся маленькими, а может, и не очень маленькими шагами.

Я установила напоминание о смерти на телефон. «Почему бы и нет?» – подумала я, когда эта мысль пришла мне в голову.  Ведь умный  мобильник напоминает нам   о том, что наступило время намаза, «пиликает» в тот момент, когда нужно поздравить друзей с днём рождения,  не даёт забыть, в какой срок  необходимо закончить ту или иную работу. Есть у каждого из нас такой, можно сказать,  электронный ежедневник, который  всегда под рукой.  Очень удобно, не правда ли? Так почему же не использовать телефон, что 24 часа в сутки рядом,   во благо? Пусть он  будет средством получения вознаграждения от Всевышнего Аллаха, пусть напоминает нам об Аллахе, пусть заставляет бояться Аллаха. «Пусть», - одобрительно ответила я сама себе и начала эксперимент под кодовым названием «смертельный».   

Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение) о том, бывают ли такие люди, кого в Судный день без опроса отправляют в Рай. Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Человек, ежедневно 21 раз произносивший: "Аллахума барик ли филмавти ва фима ба‘дал мавти", без опроса войдёт в Рай".

( اللهم بارك لي في الموت وفيما بعد الموت )

Когда она спросила: "Встанет ли на Махшар вместе с шахидами ещё кто-нибудь?", Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Кто двадцать раз в сутки упомянет о смерти, тот встанет вместе с шахидами в Судный день".

Нужно 20 раз в день вспоминать о смерти, чтобы заслужить положение погибшего на пути Аллаха? 21 раз в день повторять одну - единственную фразу, чтобы войти в Рай, не испытывая страха во время опроса?  Не устаю удивляться безграничной милости нашего создателя, Всепрощающего, Оберегающего. Итак, мой «смертельный эксперимент» начался с того, что я установила  на телефоне 20 будильников и  сохранила  нужную фразу в сообщениях.  Для пущего устрашения, можно сопроводить напоминание текстом примерно следующего содержания: «Ты умер», «Это твой последний день в этом мире», «Что ты сделал сегодня ради Аллаха?», «Смерть – это истина», «Ты скоро погибнешь», «Остерегайся поступков, приводящих в Ад», «Ад. Рай. Выбор за тобой». В общем, фантазии можно дать волю, чем страшнее будет надпись, тем эффект будет сильнее.  Хотя, всегда есть те, которых это не тронет.  Ведь есть же  люди, которые  продолжают курить сигареты, не смотря на то, что на пачке большими буквами пишут: «Курение - это смерть». Заядлые курильщики просто закрывают эту надпись бумажкой, чтоб глаза не мозолила, и продолжают медленно себя убивать. О таких говорят: «горбатого могила исправит». Жаль их. Я думаю, стоит исправляться самим до того, как могила внесёт свои коррективы.  Поэтому нам нужно, чтобы надпись глаза мозолила. Можно даже дома повесить какой-нибудь плакат, напоминающий о смерти, как только взгляд будет падать на него, человек будет вспоминать о главном.

В будничной суете нам иногда трудно бывает найти пятнадцать  минут для молитвы. Я не говорю уже о том, чтобы вспомнить о смерти.  Мы тратим всю свою энергию на земные блага, по сути, бесполезные. Они нам не принесут пользы в мире вечном.  Нам кажется, что мы живём, а на самом деле мы спим, проснёмся только после того, как умрём. Именно поэтому нас надо будить, тормошить, бить по щекам, брызгать прохладной водой в лицо, толкать в бок, в прямом и переносном смысле этих фраз. И хорошо, если рядом есть такой человек, который будет постоянно говорить тебе: «Главное, чтобы Аллах был тобой доволен», а если нет такого человека? Тогда будите сами себя! 

Человек может бодрствовать не больше 20 часов в сутки, получается, нужно вспоминать о смерти один раз каждый час.  Ну, или каждые полчаса. Это зависит от вашего ритма жизни. Советую выбрать  для напоминания самый противный звонок. И, чтобы ни случилось, терпите этот звук, почувствуйте, как нафс протестует против таких методов борьбы с ним. Воспитывайте его. Первые два дня, выпавших на выходные, у меня стояло звуковое напоминание. Но, когда я вышла из дома и оказалась в обществе, я тут же забыла о своем «смертельном эксперименте», но не забыл о нём мой «умный» телефон. Он также победоносно сообщал мне о том, что я «умерла».  Окружающие не могли не заметить, что будильник настойчиво взывал ко мне. Реакция последовала. Началось  с безобидного:   «А что это у тебя звенит? Будильник – да?», затем было нервное «У кого телефон надрывается?», а закончилось всё «Выключи да, по-братски».  Были и те, кто, узнав причину моих частых звонков, вдохновились моим примером и пообещали: «мы тоже себе установим». В  итоге мне пришлось перевести свой мобильник в режим вибро-звонка, чтоб не мешать людям вокруг. Родные тоже каждый раз дергались, мол, опять «твоя смерть пришла», но я не сдавалась. Пусть пиликает, это  мне не мешает.  Кстати, сравните, также  и смерть нас злит, нервирует, заставляет волноваться и приносит большие неудобства.  Она приходит всегда так не вовремя. Ну, совсем её не ждали, а она пришла. Напоминания заставали меня в течение дня за самыми разными действиями: к примеру, однажды я «умерла» в тот момент,  когда подносила  еду ко рту (хорошо, что успела сказать «Бисмиллях»), в   другой раз я была в душе.  Смертоносный сигнал раздавался  и на улице, и в общественном транспорте, и в магазине, даже во время прямого эфира (как нелепо). Больше всего меня радует, когда периодически я «умираю» во время совершения намаза. Вот, это понимаю -  смерть! Я даже стала мечтать о том, чтобы умереть в земном поклоне.

«А как же вспоминать о смерти?» - возникает резонный вопрос. Ответ на него я принялась искать в специальной литературе. Оказывается, столько книг написано о смерти, столько сказано уважаемыми людьми, алимами, устазами! Было бы желание всё это прочесть.  За первую неделю  «смертельного эксперимента» я буквально проглотила  "Маватинуль инсан" («Родина человека») Мухаммада Хусайнию, а также  «Cущность смерти и похоронный обряд» по мазхабу имама аш-Шафи‘и.   Информация из разряда «это должен знать каждый мусульманин».  После прочитанного я поняла, что просто произносить слово «смерть» 20 раз в день  - не то, о чём говорил наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).  Необходимо осмыслить и почувствовать её последствия.  Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) многократно отмечал необходимость поминания смерти и подготовки к ней, ибо она неизбежно наступит.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Абу Хурайрой, сказано: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (т. е. смерть)». Этот достоверный хадис приводит ат-Тирмизи. 

Пророк Давуд (мир ему), когда вспоминал о смерти, начинал плакать так, что все части его тела немели, а когда он вспоминал Милость Всевышнего Аллаха, то приходил в себя. А если смерть вспоминали в присутствии пророка ‘Исы (мир ему), то кожа его покрывалась кровавым потом. А мы? Как реагируем мы, когда вспоминаем  о смерти? Как ведём себя на похоронах?  Что называется, почувствуй разницу.

Известные учёные-богословы говорят, что, вспоминая о смерти, нужно представлять то состояние, в котором ты будешь находиться, покидая этот мир, могильные муки, Судный день, Час суда, Рай, Ад, Сират.  Имам аль-Газали пишет, что для этого необходимо временами заставить себя забыть всё остальное, думать только о смерти, желательно в безлюдном месте. В первую очередь вспомнить братьев, ровесников, которые умерли. Вспомнить их одного за другим, о бесплодных мечтах каждого, об их стремлении к высокому положению в обществе и мирским богатствам, об их жизни, о бесполезности даром прожитой жизни. Затем подумать о том, какой страх они испытывали при смерти, подумать об их телах, предающихся тлению в земле. Потом представить себя на их месте, сопоставить свои чаяния с их надеждами, свою смерть с их смертью, посмотреть на части своего тела и представить червей, поедающих каждую часть твоего тела, посмотреть на свой язык, как он разлагается и превращается в падаль во рту твоём. Страшно, правда? И мне. Можете меня считать сумасшедшей, но эти картины в духе Хичкока у меня теперь часто всплывают перед глазами.

Говоря о пользе частого поминания смерти, наши праведные предшественники говорили следующее: «Тот, кто часто поминает о смерти, будет наделён тремя благами: быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто предал смерть забвению, будет наказан тремя вещами: откладыванием покаяния, недовольством своим уделом и леностью в поклонении».  В поминании смерти есть большая польза. Оно заставляет человека отвергнуть бренный мир, возненавидеть его. Ненависть к миру и отсутствие желания и стремления к мирскому богатству – причина всех благ, равно как любовь к мирской жизни – причина всех бед и ошибок.

Попробуйте провести такой «смертельный эксперимент» и вы очень быстро  заметите, как меняется ваше отношение к жизни. Это удивительно.  Вам, по воле Аллаха, станет легче вставать  на утренний намаз, понимая, что, возможно, это ваша последняя молитва. Затем вы будете с нетерпением ждать обеденного намаза, подгонять  время к послеобеденному, спешить на вечерний и с удовлетворением совершать ночной.  Я, к примеру, стала совершать некоторые суннат – намазы , которые до этих пор не совершала. Открыла для себя намаз-тасбих, намаз аввабинов.  Мне захотелось    приблизиться к Всевышнему Аллаху ещё больше.  Я стараюсь следить за своими мыслями и поступками, стараюсь совершать больше благих поступков, чаще поминать Всевышнего Аллаха.   Я теперь чаще звоню родным и друзьям, чаще говорю, что люблю их. Ведь они будут вспоминать этот мой последний звонок, эти мои последние слова, если меня завтра вдруг не станет. А ещё у меня появился страх не успеть покаяться, не успеть сказать что-то очень важное, не успеть написать очередную статью, не успеть призвать к Исламу дорогих моему сердцу людей. О, как же горько мне будет, если я этого не успею. В дуа я теперь часто повторяю – «О, Аллах, сделай меня из числа тех, кто часто поминает смерть!», «О, Аллах, огради меня от огня Ада», «О, Аллах, отдали от меня то, что отдаляет от Тебя».  

Удивительно, но мысли о смерти помогают мне жить полной жизнью, чистой от мирского, полной спокойствия и умиротворения.  Признаюсь, не всегда удается сосредоточиться, иногда в тот момент, когда срабатывает напоминание, я так занята, что тут же отключаю телефон. У меня столько дел, столько дел. Представляю, какими ничтожными оказались бы эти важные дела, если бы именно  в тот момент я «умерла». А ещё я составила завещание.  Правда, пока только распечатала образец с сайта «Исламдаг.ру». Собираюсь с мыслями, чтобы написать отдельное завещание лично от себя, с наставлением и пожеланиями для своих близких.

Дай Аллах нам мудрости часто вспоминать о смерти, сил, терпения, чтобы заслужить благой конец, умереть на истинном пути с самыми главными словами на устах и в сердце: «ля иляха илляллах, Мухаммаду - ррасулюллах», нет Божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад (мир ему и благословение) – Посланник Аллаха.

Марьям Тухаева

Список использованной литературы:

1. "Сущность жизни и похоронный обряд. По мазхабу  имама аш-Шафи‘и". Махачкала, 2009.

2. "Маватинуль инсан" ("Родина человека"). Мухаммад Хусайнию

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.