Как стать эффективным руководителем
Если кто-то придет тебе на помощь в минуту невзгод, твоим нравственным долгом является в любую минуту быть готовым прийти ему на помощь.
В общении с людьми сделай правилом своей жизни три вещи: первое - дружбу, взаимопонимание и согласие с учёными и мудрыми мужами. Второе - скромность и терпение, единство слова и дела. Третье - отказ от общения с дурными и порочными людьми. Несомненным вознаграждением твоим за все это будет дружба и союз учёных. В общении со своими собратьями будь терпелив и обходителен. Терпение и благодеяние преврати в свое обычное дело. Обретай истинных друзей и товарищей. Избегай общения с дурными людьми, пока не познаешь и не ознакомишься с поведением их.
До тех пор, пока выступления и речи человека высокомерны и невежественны, сближение с ним недостойно и неприемлемо для тебя и других благонравно воспитанных людей. Ибо сблизившегося с такого рода человеком другие будут считать близким соратником дурных людей. Если о ком-либо желаешь узнать что-либо, спроси у его близкого приятеля, ибо от него узнаешь больше о нём, чем от него самого.
Не общайся с человеком плохим,
Ибо ждет тебя наихудшее с ним.
Если он дурён, ему нет дела до чести.
Знай! Испортит тебя он без всякой лести.
Если будешь участвовать в собрании, и там происходят бурные споры, и тебе придется отвечать на спорные вопросы, прежде всего ты должен обдумать свой ответ и пути извлечения полезного и серьёзного для себя из речи других. До ответа на вопрос соберись и сосредоточься, чтобы слова твои прозвучали весомо и убедительно.
Пока речь не произнес, должен обдумать ее,
Но сказав, не спрятаться тебе от нее.
В диспуте и в споре с людьми не будь высокомерным, чтобы твоя речь и твое обращение не вызывали вражду их к тебе. Напротив, твоя речь должна служить объединению и сплочению их против всякой вражды, оказанию помощи и защите друг друга в познании твоих речей и правил нравственного поведения. Ты должен постоянно заниматься и быть осведомленным во всем, чтобы успешно участвовать в подобных собраниях.
Благоразумные при деле всегда
Им не знать нужду и печаль никогда
Искусством является тайное предвидеть.
Прорицателю порой дано сквозь землю видеть.
Если ты готов руководить собою, своими сверстниками, людьми, превосходящими тебя годами и опытом, встать во главе собрания почтенных людей и даже народа, то в этом случае ты не должен быть бездеятельным и самодовольным в своем превосходстве над остальными.
Знай меру и свое место среди участников собрания, ученых и проницательных мужей. Если видишь обман и не стремишься к предотвращению его, ты будешь считаться предателем и соучастником обмана.
Из высказываний Пифагора следует, что по двум поступкам можно установить ничтожество и беспомощность человека: первый - совершение бесполезного дела и чрезмерный разговор о нем. Второй - излишнее словесное распространение о том, о чем его не спрашивают. Если речь оратора является золотом, то молчание есть рубин, оправленный в жемчуг.
Если сидишь за накрытым яствами столом, не разглядывай их и не обращай внимания на то, что приносят. Храни самообладание и управляй собой. Первым не протягивай руку к столу, чтобы другие не подумали о тебе как о жадном к еде и невоспитанном человеке. В случае такого поступка ты обретешь репутацию человека безудержной утробной страсти и похоти. Избегай таких человеческих пороков, как бесчестие и жадность, а используй в своей жизни те нравственные правила поведения, с которыми ранее я познакомил тебя. Сделай необходимостью своей жизни такие качества, как терпение, исполнительность, вера, надежда, скромность и честность. Ибо люди, лишенные этих качеств, особенно терпения и честности, теряют больше, чем обретают.
Довольствуйся тем, что в жизни получаешь, и делай так, чтобы оно пошло на пользу тебе.
Если твоя душа обретает свойство алчности и привычки жадности, они подчинят тебя своей природе и от них тебе невозможно будет избавиться. Если ты не остановишь свою чрезмерно алчную душу, устремлённую к получению удовольствия и богатства, то она увлечёт тебя к запрещённым и недостойным делам.
Адуллах ибн Мокафа. «Малая книга правил воспитания юношества»