Хадж окончен, подводим итоги

18 Ноябрь 2014
1069

Никто из тех, кто побывал в священных местах, наверняка, уже никогда не забудет того трепетного волнения от соприкосновения с сокровенным и святым нашей религии. Каждый хаджи хранит в своей памяти воспоминания удивительного волнения от приближения к свету зиярата любимого Пророка , и не притупится в нём чувство единения всей мусульманской общины, когда бок о бок в один ряд в поясном и земном поклонах замирают её представители со всей планеты. Невозможно забыть кульминацию паломничества – стояние на горе Арафат, для каждого побывавшего там тот день должен стать переломным, дающим надежду на новую жизнь, подкреплённую верой в прощение прежних грехов. И трудно передать то двоякое чувство после окончания хаджа, когда сердца не желают расставаться со священной землёй, но домой тянет с неимоверной силой, чтобы увидеть родных, поделиться с ними своим счастьем совершения паломничества.

Так происходит каждый год, Мекка и Медина принимают миллионы последователей религии Аллаха. Там мусульмане совершают самый всеобъемлющий и сложный вид поклонения Создателю. За внешней стороной трудного путешествия-сафара остаются незамеченными нелёгкие заботы организаторов хаджа.

Хотя паломники каждодневно и пользуются помощью работников хадж-компаний, всё же весь масштаб проводимой ими работы остаётся незамеченным.

А приступают они к подготовке следующего хаджа почти сразу после окончания предыдущего. Но предварительно руководители хадж-компаний и все ответственные за это люди подводят итоги минувшего паломничества и проводят работу над ошибками.

Сегодня редакция нашей газеты решила представить читателям беседу об итогах прошедшего хаджа. Расскажут о них руководитель Единого хадж-центра РД Ахмад Хабибов и ответственный за проведение хаджа от ДУМД Мухаммад Гаджиев.

– Можно сказать, что хадж 2014-го года благополучно закончился. Хотелось бы узнать, как в целом он прошёл?

Мухаммад Гаджиев:

– Хвала Всевышнему, Который дал нам возможность обслуживать Своих гостей. Это мы считаем большой ответственностью и почётом. В самом начале хаджа муфтий РД шейх Ахмад-хаджи поставил перед нами задачу сделать паломничество в этом году максимально недорогим, с предоставлением как можно большего количества услуг. Исходя из работы хадж-компаний в прошлые годы, для обслуживания наших паломников были выбраны фирмы «Марва-тур», «Караван» и «Равза-тур». Альхамдулиллях, хадж прошёл благополучно, и думаю, мы с условием муфтия справились. Всё прошло организованно, без жалоб и нареканий. А общую оценку даст Всевышний и каждый паломник в частности. Хочу сказать, что в этом году в хадж-компании «Равза-тур» провели анкетирование, и там не было негативных оценок, все благодарили организаторов хаджа.

Ахмад Хабибов:

– Мы благодарны Всевышнему, что хадж закончился благополучно и все обряды паломниками были совершены, как положено.

– Появились ли в этом году новые трудности? Если да, то как их удалось решить?

Ахмад Хабибов:

– В этом году, как и в прошлые, не обошлось без текущих обычных сложностей. Они связаны с организационными моментами, так как приходится обслуживать большое количество людей.

Мухаммад Гаджиев:

– Особо стоит отметить задержку трёх наших рейсов в Иордании. Дело в том, что авиарейсы в этой стране для наших паломников проходят через особую экономическую зону, где при въезде туристам полагается оплатить пошлину в 60 долларов, а при выезде – в 15. Но так как наши люди совершают хадж, то они не попадают под категорию туристов и платить пошлину, соответственно, им не нужно. На выяснение этого нюанса у иорданской стороны ушло много времени. Пока ожидали решения вопроса, нашим паломникам за счёт фирм-организаторов хаджа были обеспечены и питание, и проживание в гостинице, и даже прогулки на автобусе к морю.

Других проблем не было.

– В этом году не обошлось без трагедий. Несколько человек навсегда остались в святых местах. Как проходит захоронение умерших во время хаджа?

Мухаммад Гаджиев:

– Да, действительно, трое наших паломников перешли ко Всевышнему на святой земле. Для кого-то смерть во время хаджа и будет казаться трагедией, но для самих паломников это ли не есть счастье? Умереть в хадже, когда тебе обещано прощение грехов! Это же как покинуть мир безгрешным! И таково предопределение Всевышнего. Не было упущений в оказании им медицинской помощи, к сожалению, несмотря на оказанное лечение, трое наших соотечественников перешли в вечный мир. Их похоронили на специальном кладбище Шухада-ул-Харам, где хоронят умерших во врем хаджа. Заупокойная молитва по ним была совершена в Масжид-уль Хараме!

Ахмад Хабибов:

– Наш пожилой земляк в один из вечеров, после совершения хаджа, поднимаясь к себе в номер, попросил своих товарищей похоронить его здесь. Когда они зашли в гостиничный номер, тот уже лежал, будто спал, но на самом деле душа его уже рассталась с телом. Кто не мечтает о таком конце? Совершил хадж - и умер, как младенец безгрешный.

– На какой стадии сейчас находятся строительные работы по реконструкции и расширению Масжид-уль Харама и всех других объектов, которые посещает паломник?

Мухаммад Гаджиев:

– Полную реконструкцию Харама, как пишут СМИ, саудовские власти планируют завершить к 2020 году. И мы можем сказать, что все работы ведутся, не прекращаясь, несмотря на время хаджа. Строительство идёт полным ходом, очень интенсивно. При том, что работы не останавливаются, паломникам это не создаёт никаких неудобств.

Ахмад Хабибов:

– Всё так продумано, что стройка абсолютно не мешает паломникам совершать обязательные столпы хаджа, и они даже малейшего дискомфорта не ощущают.

– В связи с расширением всей инфраструктуры хаджа, стоит ли ожидать увеличения квот на его совершение?

Мухаммад Гаджиев:

– Основные работы в самой мечети Масжид-уль Харам сейчас идут на матафе – это место, где вокруг Каабы совершается таваф. Сейчас пропускная способность матафа 48 000 человек в час, после реконструкции намечается увеличить её до 105 000 в час, и эти работы запланированы до 2016 года. Так как строительные работы ещё продолжаются, говорить об увеличении квот в ближайшее время не стоит. Но, как планируют власти КСА, после всех работ по расширению объектов хаджа число паломников можно будет увеличить на несколько миллионов.

– С увеличением курса доллара растёт и стоимость совершения хаджа. По соотношению цена-качество можно ли сравнить российские турфирмы, и интересно, у кого дешевле?

Мухаммад Гаджиев:

– По завершении хаджа мы беседовали с руководителем хадж-миссии РФ Магомедом Гамзаевым, и он, высоко оценивая нашу работу, сказал, что дагестанские турфирмы на данный момент лучшие в России.

Наши фирмы, несомненно, были лучше, гостиницы в основном 4-5-звёздочные, недалеко от Масжид-уль Харама, с организованным транспортом.

 Ахмад Хабибов:

– Однозначно могу сказать, что наши турфирмы по соотношению цена-качество самые лучшие и выгодные для паломников.

– А я слышал, что у наших чеченских соседей траты на совершение хаджа всё же меньше.

Мухаммад Гаджиев:

– Если разложить, из чего складывается их цена и наша, станет ясно, почему у них дешевле. Дело в том, что дагестанские туроператоры предоставляют паломнику дорожные сумки, специальную удобную одежду и, что самое главное, медицинскую помощь и питание, чего нет у наших соседей. И всё это стоит определённых и немалых затрат. А если вычесть эти траты, то тогда мы, безусловно, лидеры по критерию цена-качество среди других регионов РФ.

- Правда ли, что медицинскую помощь нашим паломникам оказывают лучше, чем другим?

Мухаммад Гаджиев:

– Я, не раз работавший врачом во время хаджа, знаю эту проблему. Медицинскую помощь нашим паломникам оказывают как никаким другим. Из года в год убеждаюсь, что предоставление медицинской помощи во время хаджа – наиболее важная из услуг. И её оказывают только дагестанские хадж-фирмы. К ним стараются обращаться все российские паломники, да и не только, у них они находят заботу, внимание и помощь. Особенно это видно бывает на Мина и Арафа, когда другим оказывают лишь экстренную помощь. Ещё нужно добавить, что паломникам даже лекарства предоставляются бесплатно, что дома разве только в стационарах бывает.

 Хочу уточнить, в наш тур были включены все затраты, начиная от питания и до бесплатного предоставления зам-зама, зияраты и экскурсии в Медине и Мекке. Мы постарались, чтобы наши паломники ни на что не тратились помимо того, что оплатили фирме.

– Это, конечно, не может не радовать. Скажите, пожалуйста, а как вы собираетесь улучшить свою работу в дальнейшем?

Мухаммад Гаджиев:

– Исправление имеющихся ошибок и постоянное стремление к улучшению своей работы - прямая наша обязанность. Муфтий шейх Ахмад-хаджи постоянно требует повышения уровня обслуживания паломников. С этого года мы решили спрашивать о результатах своей деятельности непосредственно у тех, кто столкнулся с нашей работой. Никто, кроме самого паломника, нам не скажет лучше о наших недочётах, никто другой не пожелает исправления увиденных ошибок и погрешностей, кроме того, кто испытал их на себе. Поэтому мы обязались проводить анкетирование среди своих паломников. Думаю, такой опыт «Равза-тур» приживётся и среди остальных турфирм. Также мы готовы принять пожелания и читателей газеты. Для этой цели сообщаем номера телефонов: 8 (722) 55 11 66 и 8 963 416 82 82 и электронный адрес [email protected], куда каждый желающий может позвонить или написать письмо.

 Ахмад Хабибов:

– Наша главная задача – совершение паломником хаджа. И мы хорошо понимаем, что от нас многое зависит. Руководители и помощники рейсов должны быть не только знающими обряды хаджа (как минимум), но и коммуникабельными людьми, поэтому мы отслеживаем их работу и поведение. А для того, чтобы лучше узнать о нашей деятельности, тоже просим указывать на наши ошибки и недочёты. С помощью Всевышнего надеемся исправлять и предотвращать их появление в будущем.

– Вообще как осуществляется руководство паломниками?

Мухаммад Гаджиев:

– С того момента, как человек, желающий совершить хадж, сдал документы, он прикрепляется к руководителю рейса, тот в свою очередь назначает руководителей групп. У нас, в отличие от других регионов, чётко организовано руководство -  для каждого из 42-43 паломников имеется опытный руководитель, который буквально днём и ночью опекает их, знает их состояние. Руководство турфирм ежедневно собирает руководителей и интересуется каждым человеком. До тех пор, пока в аэропорту все не разъедутся по домам, они бывают под опекой руководителя. Соответственно, по оценкам паломников будет и премия руководителей.

– Большое спасибо, что ответили на наши вопросы.

Беседу вёл Азиз Мичигишев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.