Благое слово в Исламе

28 Май 2015
3882

Всевышний создал человека, одарив его красотой речи, способностью изъясняться и выражать свои мысли. Всевышний, разъясняя блага, которыми Он одарил, в суре «ар-Рахман» сказал (смысл): «Милостивый научил Корану, сотворил человека, научил его изъясняться» (сура «Ат-Тур», аяты 1–4).

Так как способность изъясняться является одной из величайших благ, нам необходимо благодарить Всевышнего. Эта благодарность заключается в том, чтобы произносить только благое. Всевышний сказал: «Были направлены к благому слову» (сура «Аль-Хадж», аят 24).

Слово в нашей религии имеет огромное значение и также несёт в себе большую опасность. Благодаря словам человек становится мусульманином, прочитав оба свидетельства (шахада).

Словом начался призыв к истине и свету, снизошедшему с небес, так слово «читай» стало ключом к посланничеству и началом расцвета религии.

Словом Единобожия сподвижники и ансары установили исламское государство на земле.

Словами договора были заключены соглашения между государствами. Но  из-за вероломных слов были расторгнуты договора, проливалась людская кровь.

Женитьба, торговля и другие взаимоотношения заключаются с помощью слов. Также, развод и другое осуществляется с помощью слов.

Вышесказанное определяет значимость слов в жизни людей. Как же наша религия заботится об исправлении слова и старается сделать его благим, возвышенным и культурным, так как от слов зависит развитие и культура мусульманского общества в целом?

Всевышний говорит (смысл): «А когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (сура «Аль-Фуркан», аят 63).

 

Благое слово – речь, ведущая к добру

Всевышний упоминает благое слово в другом аяте: «Если кто-либо жаждет величия, то ведь величие целиком принадлежит Аллаху. К Нему возносится прекрасное слово, а доброе дело возносит его. А тем, которые строят злые козни, уготовано суровое наказание, и козни их тщетны» (сура «Фатыр», аят 10).

Фахру ар-Рази в своих толкованиях пишет, что есть несколько мнений насчёт понятия «благое слово»:

1. Слова «Ля иляха илляллах» – это благое слово.

2. Слова «Субхана-Ллахи валь-хамду лиЛляхи ва ля иляха илля-Ллаху ва-Ллаху акбар» – это благое слово.

3. Предыдущие четыре слова и пятое – «табарака-Ллах» – являются благим словом.

 

К благому слову нас призывает Коран и Сунна.

Всевышний в Коране говорит: «Говорите людям прекрасное» (сура «Аль-Бакара», аят 83). Ибн Аббас разъясняет, что имеется в виду слова Единобожия и подтверждение того, с чем пришёл Пророк (мир ему и благословение).

Суфьян ас-Саври говорит, что подразумевается призыв к благому и отказ от порицаемого. В этом аяте присутствует повеление Всевышнего к произнесению благих слов, поэтому верующему необходимо разговаривать с людьми мягко, с открытым лицом, будь то праведник или грешник. Ведь Всевышний повелел Мусе и Харуну, мир им: «Говорите с ним (фараоном) мягко» (сура «Та-ха», аят 44). Мы ведь понимаем, что мы не лучше Мусы и Харуна, а грешник не хуже фараона, а Всевышний повелел проявлять мягкость даже в отношении к фараону.

Талхат ибн Умар рассказывает: «Я сказал Итау: “Ты человек, возле которого собираются люди разного характера. Я же человек вспыльчивый, могу кому-то ответить грубо”. Он сказал: “Не поступай так! Ведь Всевышний говорит: «Говорите людям прекрасное», это относится и к христианам, и к иудеям, а как же быть с мусульманами?!”»

В одном из аятов Всевышний говорит (смысл): «Скажи [о, Мухаммад] Моим рабам (т. е. верующим), чтобы они разговаривали наилучшим образом» (сура «аль-Исра», аят 53). Этот аят был ниспослан, когда некто из арабов бранил Умара ибн аль-Хатаба, и Всевышний повелел Умару тем самым простить его.

Есть мнение, что аят ниспослан после того, как сподвижники пожаловались Пророку (мир ему и благословение) на то, что многобожники словами и действиями причиняют им вред (из книги «Кашфу ва баян»).

Пророк (мир ему и благословение) также побуждал мусульман произносить лишь благое и всячески им содействовал в этом. Он говорил: «Остерегайтесь огня Ада, хотя бы кусочком финика. А тот, кто не находит кусочка финика, то пусть спасается добрым словом» (аль-Бухари, № 1351).

Пророк (мир ему и благословение) сделал благое слово преградой от ада и его пламени. Слово сохраняет от несчастий ада, когда намерение человека искренне и он стремится к довольству Всевышнего.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, раб может произнести слово, угодное Аллаху, не придав ему никакого значения, а оно возвысит его на степени…» (аль-Бухари, № 6113). Слово становится гарантом того, что Всевышний возводит говорящего в высокие степени, о которых не знает никто, кроме Него.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто уверовал в Аллаха и Судный день, пусть говорит благое, либо молчит. Ибо молчание, когда нет слов благих, лучшее средство для спасения». Человек сквернословит, что крайне неприятно для слуха, когда сатана имеет власть над ним. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) научил нас соответствующей этике – либо благое слово, либо спасительное молчание.

 

Категории благого слова

Благое слово раба по отношению ко Всевышнему

Наиболее ценное – это слова Единобожия (Ля иляха илля-ллах). Тасбих (субхана-ллах), такбир (Аллаху акбар), чтение Корана – всё это благие слова, благодаря которым раб приближается ко Всевышнему и становится из числа любимых рабов Всевышнего.

От Абу Хурайры передано, что однажды Пророк (мир ему и благословение), проходя около Абу Хурайры, который сажал дерево, сказал: «О, Абу Хурайра, указать ли тебе на саженец, который лучше для тебя, чем этот?» Он сказал: «Да, конечно, Посланник Аллаха!»

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Скажи: “Субхана-ллах, аль-хамду лиллях, ля иляха илля-ллах” и “Аллаху акбар”, и за каждое из этих слов тебе будет посажено дерево в раю» (приводится у Ибн Маджах).

 

Благое слово по отношению к себе

Необходимо увещевать себя (свой нафс), придаваться богослужению, остерегаться совершать грехи. Большинство людей читают проповеди другим, забывая самих себя, а ведь Всевышний будет отчитывать нас за наши поступки.

Харис (да смилуется над ним Аллах) говорил: «О мой брат, облагораживай свою душу (нафс), исследуй состояния своей души, у тебя только одна душа, нет у тебя другой. Если ты погубишь её, то это великое несчастье и большая беда. Наблюдай за ней острым и проницательным взглядом, чтобы ты знал то, что губит поступки и помыслы. Мягко подводи свою душу к искренности в делах и улучшай свои помыслы, улучшай свою речь и исправляй своё намерение».

Поэтому наши праведные предшественники достойны подражания в том, как они увещевали себя, в том, как старались избавиться от плена беспечности, убивающего душу и сердце.

 

Благое слово по отношению к братьям по вере

Это каждое слово, которое вселяет радость в сердце мусульманина, радует его и избавляет от тревог и печали.

Пророк (мир ему и благословение): «Не войдёте в Рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Указать ли вам на то, благодаря чему вы полюбите друг друга? Говорите салам друг другу».

Пророк (мир ему и благословение) научил нас словам, которые чудесным образом взращивают любовь между мусульманами, такие как распространение приветствия (салама), наставление брата и т.д., чтобы мы стали одной большой семьёй.

Мухаммад-Ариф Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.