Ислам в Японии

29 Август 2009 929

Ислам в ЯпонииЯпония – страна с древней самобытной культурой и богатыми традициями. Японскому обществу чужды такие понятия как расизм, нетерпимость, ксенофобия и другие социальные пороки, несмотря на ту мутную волну исламофобии, которая, сформировавшись далеко за океаном, в последнее время, подобно цунами, постоянно обрушивается на японские острова. Но жители страны восходящего солнца испокон веков мужественно противостоят природным и социальным катаклизмам. Дружеские отношения между Японией и исламским миром, уходящие корнями в историю, служат сегодня надежной защитой от исламофобии. В одном из телевизионных выступлений министр иностранных дел Японии сказал: "Для того чтобы составить представление о мусульманах и найти пути взаимодействия с ними, нам необходимо сначала понять Ислам таким, каким он является на самом деле". Эта фраза сегодня вселяет в сердца мусульман Японии веру в завтрашний день, дает им свежие силы трудиться на благо своей родины и делает еще более значимой их зачастую непростую, но чрезвычайно важную работу на пути Аллаха.

Япония - страна с относительно короткой историей Ислама. Первые дошедшие до нас упоминания о японских мусульманах относятся ко второй половине XIX века. Однако это обстоятельство отнюдь не мешало установлению дружеских отношений между Японией и миром Ислама. Дружеские отношения, исторически сложившиеся между Японией и исламским миром, сегодня продолжают определять положение мусульманской общины в этой самобытной восточной стране.

В 1903 году Японию посетил представитель турецкого султана. Как свидетельствуют документы, он планировал основать мечеть в Иокогаме.

В 1905 году татарская семья, эмигрировавшая из России, построила в Осаке первую мечеть.

В числе эмигрировавших в Японию мусульман было немало высокообразованных людей.

Благодаря их усилиям, Ислам приняли японцы, среди которых были мыслители, журналисты, военнослужащие и молодежь.

В 1909 году первый японец – совершил хадж. Часть японцев приняла Ислам в Китае.

В силу различных обстоятельств, двадцатые годы ознаменовались усилением внимания Японии к исламскому миру. Между сторонами значительно углубились культурные и экономические связи. В стране восходящего солнца открылись исламские организации, был выполнен ряд переводов смыслов Корана на японский язык, издано большое количество востоковедческой литературы. В 1920-ые годы число мусульман в Японии значительно возросло, главным образом за счет татар, которые устремились на японские острова из России, спасаясь от репрессий коммунистов. Большинство татарских беженцев осело в городах Токио, Нагоя и Кобе.

Новые японские мусульмане старались поддерживать контакты с исламским миром.

В тридцатые годы в страну восходящего солнца приезжают проповедники из разных стран. В эти годы значительно увеличилось число японцев, совершающих хадж и умру.

В этот период Япония вступила во Вторую мировую войну. Оккупировав часть Азии, японцы соприкоснулись с культурой других народов.

В результате многие солдаты и офицеры японской армии приняли исламскую веру. По окончании военных действий, когда армия вернулась в Японию, в ее рядах было немало мусульман.

Первая организация японских мусульман была создана в 1953 году.

В 1939 г. ислам был официально признан в Японии одной из действующих в стране религий.

Шестидесятые годы стали временем приезда в страну восходящего солнца студентов из Пакистана, Турции, Индонезии и стран арабского мира.

Неоценимый вклад в дело исламского просвещения внесли преподаватели из арабских стран, которые преподавали арабский язык на факультетах иностранных языков в университетах Японии. Их многочисленным выпускникам принадлежит большая заслуга в деле популяризации мусульманской культуры.

Они активно занимались просвещением, обогащая культуру Японии высокими исламскими ценностями.

Ярким событием этого времени стал визит в Японию короля Саудовской Аравии Файсала Ибн Абдуль-Азиза в 1970 году, во время которого монарх встретился с представителями японских и южнокорейских мусульман.

В 1970-ые годы исламский призыв получает новый импульс: по всей стране проводятся лекции и семинары; большими тиражами издается мусульманская литература на японском языке; организуются поездки в хадж; в Токио открывается Арабский исламский институт.

Со всей уверенностью можно назвать этот период временем прорыва в деле исламского призыва в Японии. Еще десятилетие назад в стране число мусульман не превышало 3 тысяч человек, а в 1970-ые годы оно исчислялось уже десятками тысяч. Понятие "Ислам" (по-японски "ис-рам" из-за отсутствия буквы "л" в японском алфавите) вошло в японские словари.

Наиболее интенсивное развитие Ислама в Японии началось с середины 1980-ых годов. Это связано, главным образом, с массовой иммиграцией в страну мусульман из Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Индии, Шри-Ланки, Ирана, Афганистана, стран Африки, Турции и арабского мира. Волна миграции 1980-ых стала наиболее массовой после первой иммиграции татар. Многие мусульмане, приехав в Японию, женились на японках и обзавелись семьями. Не всем удалось получить гражданство. Но дети иммигрантов, родившиеся в Японии, считаются полноправными гражданами страны. В японских городах стали строиться мечети, молельные дома, открываться рестораны и магазины, торгующие халяльной продукцией.

В 1986 году была снесена построенная татарами токийская мечеть, и при содействии Турции в 2000 году на ее месте появилось новое роскошное здание в османском стиле. Новая токийская мечеть стала символом Ислама в Японии.

Прекрасная мечеть была построена и в Нагое, где мусульманский храм был разрушен бомбами во время Второй мировой войны. Возле мечети была построена школа для мусульманских детей. При содействии меценатов были построены мечети и в других японских городах.

Япония – страна с древней самобытной культурой и богатыми традициями. Японскому обществу чужды такие понятия как расизм, нетерпимость, ксенофобия и другие социальные пороки, несмотря на ту мутную волну исламофобии, которая, сформировавшись далеко за океаном, в последнее время, подобно цунами, постоянно обрушивается на японские острова. Но жители страны восходящего солнца испокон веков мужественно противостоят природным и социальным катаклизмам. Дружеские отношения между Японией и исламским миром, уходящие корнями в историю, служат сегодня надежной защитой от исламофобии. В одном из телевизионных выступлений министр иностранных дел Японии сказал: "Для того чтобы составить представление о мусульманах и найти пути взаимодействия с ними, нам необходимо сначала понять Ислам таким, каким он является на самом деле". Эта фраза сегодня вселяет в сердца мусульман Японии веру в завтрашний день, дает им свежие силы трудиться на благо своей родины и делает еще более значимой их зачастую непростую, но чрезвычайно важную работу на пути Аллаха.

В 2008 духовный лидер мусульман Японии Ниматулла Халил Ибрахим был с визитом в России.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.