Мусульмане в Австралии

24 Август 2009 574

Мусульмане в АвстралииПервыми мусульманами, ступившими на Зеленый континент, были, вероятно, купцы с Индонезии. Известно, что они контактировали с аборигенами северной Австралии, причем состоялись эти контакты, по крайней мере, за столетие до того, как сюда стали прибывать европейские колонизаторы. Взаимоотношения пришельцев иаборигенного населения были настолько прочными, что первые частично повлияли на язык и искусство аборигенов, а кто-то из новоприбывших даже заключил браки с ними.

Позднее, в середине 19 века, с целью помочь европейцам в освоении новых территорий, в Австралию были завезены погонщики верблюдов из различных мусульманских стран, в том числе, из региона Ближнего Востока. Продвигаясь в глубь континента, они действовали как проводники в пустынных аридных зонах Австралии. Они же были первыми, кто фактически установил присутствие Ислама на континенте. Многие из них впоследствии осели кто в северной Австралии, а кто в центре материка, и смешались с коренным населением. Их потомками были заложены две старейшие мечети страны в Южной Австралии (1861) и в Аделаиде (1890).

В начале 20 века положение коренным образом изменилось и многие мусульмане, как впрочем, и представители иных "не белых" этносов столкнулись с большими трудностями при въезде в страну, и связано это было главным образом с принятой тогда расисткой политикой "белой Австралии". Лишь только некоторым албанским и боснийским мусульманам в 1920-30 годы удалось проникнуть на континент, поскольку они принадлежали к европейским народам. Да и то первые мечети им удалось возвести много позже, когда была построена мечеть в штате Виктория, в Шепартоне в 1960 году и 3 года спустя в одном из крупнейших городов Австралии - Мельбурне. Зато с отменой прежней политики и провозглашения курса на мультикультурное общество, начиная с середины 1960-х годов, в Австралию устремляются иммигранты со всего мира, в том числе, и последователи Ислама. Так, между 1967 и 1971 годами в Австралию прибыли 10 000 турков по соглашению между Правительствами Австралийского союза и Турции. Практически все они поселились в Мельбурне и Сиднее, составив значительную долю формирующейся на тот момент мусульманской общины. В последующие годы иммиграция из мусульманских стран только усиливалась, стали прибывать переселенцы из Бангладеш, Ливана, Северной Африки, Афганистана, Пакистана, Ирана и др. К началу 21 столетия в Австралии уже проживали мусульмане из 60 стран, а сами они стали наиболее узнаваемой религиозной группой. Если исключить нерелигиозных людей, то по данным Австралийского Бюро статистики Ислам вышел на третье место по численности после Христианства и Буддизма, а сами мусульмане составили 1.71% населения государства, или свыше 340 тысяч человек, что не так уж и мало для 20-миллионной Австралии.

В Австралии существует ряд исламских организаций и благотворительных обществ, которые организуют различные мероприятия - исламские праздники, сбор денег в пользу Палестины и на строительство мечетей, бесплатные лекции об Исламе и исламской культуре, сбор донорской крови среди мусульманского сообщества в пользу Австралии и многое другое. Давно не является проблемой купить халяльную продукцию в мусульманских магазинах и других торговых точках, существует большая сеть ресторанов с халяльным меню. В основном этот бизнес принадлежит людям турецкого, бенгальского, арабского и индо-пакистанского происхождения. В Сиднейском Технологическом Институте (University of Technology Sydney) регулярно проходят пятничные намазы. Все больше открывается мечетей, причем сбор средств идет целенаправленно: публикуются объявления в интернете и в мечетях города с указанием, куда перечислить деньги, кто ответственное лицо, и т.д. 

В образовательной системе трудностей с ношением платков и иной традиционной мусульманской одежды нет. В целом местные школы и университеты твердо следуют модели мультикультурализма, причем об этом говорят и сами мусульмане. Недавно в одном из местных мусульманских журналов "Рабита" было напечатано интервью с молодыми мусульманками Австралии, где они, помимо прочего, поделились впечатлениями об отношении к Исламу в школах и университетах со стороны австралийцев-немусульман. Одна из девушек, Хафса Сауд (Hafsa Saud) отметила, что они достаточно толерантны, и хотя иной раз старшеклассники и учителя вступают в диспуты насчет ее религии, в целом они отзываются об Исламе скорее положительно, не принимая всерьез исламофобские изыскания масс-медиа.

Если каждый мусульманин будет относиться к делу распространения Ислама с должной отдачей, то практически нет сомнения в том, что Ислам в Австралии ожидают великолепные перспективы.

Адам Балта, (Сидней, Австралия).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.