Ислам в России

14 Январь 2015 178

В наши дни Ислам - вторая по массовости после Христианства (в его православной форме) религия в Российской Федерации.

Сколько сейчас мусульман в России?

Число последователей Ислама в РФ оценивается примерно в 20 миллионов человек, что составляет около седьмой части всего населения страны (142 млн. чел. в 2009 г.). При этом надо сделать оговорки:

- Точной статистики религиозной принадлежности граждан РФ не имеется, и 20 млн.чел. - это цифра, которую обычно называют лидеры мусульманских организаций;

Начавшийся после Перестройки 1991 года процесс религиозного Возрождения всех религий в России приводит к росту числа «практикующих» из числа «этнических», а также к появлению нового слоя общества – мусульман из тех этносов, которые ранее исповедовали иные религии: в Ислам обращаются славяне, евреи, народы Сибири и Крайнего Севера и др. Их называют «новообращённые», «русские мусульмане» и т.п.

- Специфика Ислама в России – мазхабы, нации, адаты.

Особенностью мусульманского сообщества РФ является его неоднородность и широкое разнообразие:

Мазхабы. Из существующих ныне в мире четырёх мазхабов мусульман-суннитов (Ахль ас-Сунна ва Джамаат) - ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты - в России присутствуют две крупные общины:

1 – Ханафиты – последователи великого исламского учёного Абу Ханифы (699-767 гг., по хиджре 80-150 гг.) и учеников его школы (Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ал-Куфи, Мухаммад аш-Шайбани, Абу Хузайл Зуфар, Абдуллах ибн Мубарак аль-Марзави, Хасан ибн Зияд аль-Лулуи и др.). В России появились с первых лет исламского свидетельства народам Поволжья, где и в наши дни большинство исповедующих Ислам народов держатся мазхаба Абу Ханифы. Это татары, башкиры, часть мордвы, чувашей и др. народов Волго-Уральского и Сибирского регионов.

Две ведущие организации мусульман Европейской части РФ, Сибири и Дальнего Востока – СМР (Совет муфтиев России во главе с  Равилем Гайнутдином, Москва) и ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман во главе с Талгатом Таджуддином, Уфа) – действуют на основе ханафитского мазхаба.

Основным центром изучения, теории и возрождения ханафизма стало в последние годы ДУМНО (Духовное управление мусульман Нижегородской области во главе с Гаязом Закировым и председателем Фонда имама Абу Ханифы Умаром Идрисовым, главой Совета улемов ДУМНО Дамиром Мухетдиновым). Впервые в мировой историографии издана современная критическая биография Абу Ханифы (Рустам Батыр, Абу-Ханифа: жизнь и наследие, Н.Новгород, 2007, изданы переводы на английский и арабский языки).

Среди народов Дагестана также есть ханафиты – это живущие на севере Республики ногайцы, которые в последние годы также интенсивно возрождают свои национальные и религиозные традиции.

2 – Шафииты – последователи великого исламского учёного Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767-820 гг.) и его учеников. Эта школа занимает второе место в мире по распространённости после ханафизма, имея 100 миллионов приверженцев.

Самого учителя называют особым образом – «обновителем второго столетия» - в соответствии со словами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Воистину, Аллах будет посылать этой умме в начале каждого столетия обновителя дела её религии». Толк последователей аш-Шафии дал исключительную плеяду учёных, среди которых теоретик государственного права ал-Маварди, создатель калама (суннитского богословия) ал-Ашари, выдающийся теолог ал-Газали, юрист ас-Суйути, крупнейший иранский историк Рашид ад-дин ал-Хамадани и многие другие.

На землях будущей Российской Федерации шафииты появились со 2 века по хиджре, и с тех пор большая часть мусульман Кавказа следует этому мазхабу. Основные мусульманские организации Кавказа действуют на основе шафиитского мазхаба. Это - ДУМД (Духовное управление мусульман Дагестана во главе с муфтием Ахмад-хаджи Абдулаевым, Махачкала), КЦМСК (Координационный центр мусульман Северного Кавказа во главе с муфтием Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаилом Бердиевым) и входящие в него Духовные управления мусульман Северного Кавказа, а именно ДУМ Дагестана, ДУМ Ингушетии, ДУМ Чечни, ДУМ Северной Осетии, ДУМ Кабардино-Балкарии, ДУМ Адыгеи, ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.

Основным центром изучения, теории и возрождения религиозных наук стало в последние годы ДУМД (Духовное управление мусульман Дагестана во главе с муфтием Ахмад-хаджи Абдулаевым, Махачкала), его СМИ, вузы и медресе, в первую очередь - Северокавказский университетский центр исламского образования и науки (Махачкала) и Институт теологии и международных отношений (Махачкала, ректор - доктор философских наук Максуд-хаджи Садиков).

Особенностью последних 20 лет стало появление растущих в результате трудовой миграции диаспор выходцев с Кавказа практически по всей территории РФ и, как следствие, появление практикующих шафиитов в ранее традиционных регионах распространения ханафизма (в Москве и Петербурге, в Поволжье и т.д.).

- Адаты – сложившиеся веками задолго до Ислама обычаи народов, частично согласующиеся с Исламом и в таком случае составляющие с ним определённую этно-конфессиональную гармонию, а частично - противоречащие Исламу и вступающие с ним или во временные компромиссы, или в непримиримую борьбу.

К примеру, формы и цвета национальной одежды, особенности местной кулинарии, всех видов искусств, архитектуры, если в них нет противоречий понятию «халяль – дозволенное, доброе, полезное и одобряемое Исламом» - принимаются как часть исламской культуры данного края и данного народа. Но если древние традиции подпадают под определение «харам – вредное, злое, запрещённое Исламом» - то эти адаты противоречат исламской культуре. К примеру, это – выкрадывания невесты, чрезмерно пышные свадьбы с употреблением спиртных напитков, запрещенных танцев, ритуальные плачи женщин над покойными, языческие заговоры и языческие амулеты и т.п.

История Ислама на землях будущей Российской Федерации

Сама постановка темы – «История Ислама в России» – должна быть предварена уточнениями, что такое «Россия». Мы будем говорить о территориях, входящих ныне в государство Российская Федерация, помня, что процесс формирования этого государства растянулся на века и постоянно менялся, а буквально в последние 20 лет РФ стала независимым от СССР (с 1991 г.). Однако, в течение долгого времени в состав Российской империи, а затем и СССР входили многие регионы традиционно исламской культуры (например, государства Средней Азии, Крым, Абхазия – о них в этом очерке мы говорить не будем, хотя они и ранее и теперь оказывают большое влияние на жизнь мусульман РФ. Итак, мы говорим только о землях, входящих в состав РФ на начало 2010 года.

Первые шаги Ислама

На территории современной России - а именно в Дагестане - первые мусульмане, купцы из Халифата и воины, появились уже в VII веке нашей эры (это 22 год по Хиджре, по мусульманскому летоисчислению). В Дербенте сохранились самая древняя на территории РФ мечеть (она была построена уже в VIII в.) и могилы сахабов (сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)). Как на Кавказе, так и в центральной России, археологи находят следы интенсивной торговли местных народов с Востоком – керамику, ткани, монеты.

К примеру, самыми древними монетами, обнаруженными археологами Москвы, являются тахиридская монета, отчеканенная в Мерве в 862 г. с именем халифа аль-Мустайна и аббасидский дирхем 866 г. Символично, что они были обнаружены на глубине 5 метров в 1837-38 гг. при рытье котлована под будущий храм Христа Спасителя (который ныне является главным кафедральным собором Патриарха Московского и всея Руси). А в целом в Москве и окрестностях зарегистрировано 15 кладов серебряных арабских монет. Так, можно прийти к выводу, что первой твёрдой валютой, основой всей системы денежного обращения не только на Кавказе, но и в Московской Руси были арабские дирхемы.

Важно провести сравнение по датам: когда пришли на территории современной РФ традиции Единобожия. В 7 в. (22-ой год по хиджре) с юга через Кавказ распространялся Ислам среди народов Дагестана, в это же время часть тюркских племён Северного Причерноморья решением своих ханов принимали Ислам как религию целого племени (протогосударства), а элита Хазарского каганата приняла Иудаизм в 6-7 вв. Официальное принятие русским народом Христианства в форме византийского (восточного) Православия состоялось в 988 г. волевым решением князя Владимира, получившего за это наименование «Крестителя Руси». Он крестил сначала свою дружину, а затем, с применением насилия – горожан Киева, позднее Новгорода и других подчинённых ему городов и княжеств.

Таким образом, делаем вывод: Ислам существовал на территориях будущей РФ примерно за 2 столетия до официального «Крещения Руси» и является, наряду с Иудаизмом, наиболее древней формой авраамического Единобожия в России.

Причём, Ислам распространялся медленно, ненасильственно, а не путём единократного волевого решения властителя. Князь Владимир при «выборе веры», согласно русским летописям, вызвал для свидетельства об Исламе мусульман из Волжской Булгарии – но отверг исламский путь, сказав «Веселие Руси есть пити, и не можем без того быти». Иначе говоря, он не захотел принять строгий запрет на алкоголь, чем обрёк свой народ на многовековое пьянство (основная причина демографического кризиса славянских народов в 21 в. – это вымирание от алкоголизма).

Ислам в Волжско-Уральском регионе

На берегах Волги мусульмане появились в 3 веке по хиджре – с караванами из Мавераннахра сюда приходили купцы-мусульмане, в основном представители среднеазиатских народов, но также Ислам исповедовали потомки тех тюрков, которые стали мусульманами, ещё проживая в Северном Причерноморье. Из этих двух потоков и сложилась умма Поволжья.

Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, найденный в 20 в. дневник Ибн Фадлана, секретаря посольства, прибывшего от Багдадского халифа (908-932 гг.). Его поразило, что местные народы уже практикуют Ислам (но странным образом, по его мнению).

Однако, усилиями постсоветских руководителей мусульман-татар, вокруг этого исторического источника и наперекор ему была создана мифология о том, что будто бы «в 922 году хан Алмуш объявил Ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии». Так скопировали исторически очевидное событие «Крещения Руси в 988 г.», Тысячелетие которого официально праздновалось в 1988 г. в тогда ещё марксистско-атеистическом СССР. А руины одной из столиц – Великого Булгара – стали с тех пор местом ежегодного паломничества татар.

Однако, парадокс истории заключается в том, что предки современных татар – волжские булгары и иные тюркские и тюрко-иранские племена – знали Ислам примерно за полтора века до визита Ибн Фадлана, вернувшегося в Багдад с пустыми руками, обвинениями в растрате денег, что привело к краху его карьеры. Также парадоксально, что Волжская Булгария (10-13 вв.) была первым государством Европы, которое было в 1241 г. покорено татаро-монголами – оно вошло в состав тогда ещё языческой Золотой Орды. О высокой культуре дозолотоордынской мусульманской Волжской Булгарии свидетельствуют ныне руины и археологические находки древних городов этой страны - Булгара (Болгар Великий), Сувара, Биляра, Джукетау, а также современных городов Поволжья Казани, Елабуги и Уфы, которые были основаны как пограничные крепости.

Наконец, мы имеем надёжный исторический документ, первое документальное свидетельство широкого распространения Ислама среди волжских булгар - от арабского энциклопедиста Абу Али Ахмеда ибн Омара ибн Русте (автора книги «Аль-а'ляк ан-нафиса» – «Дорогие драгоценности»), который не позднее 903 г. писал о том, что булгары в большинстве своём мусульмане, и правитель их – мусульманин. Во всех городах у них мечети и медресе. Впрочем, есть предположения о том, что ещё ранее хан Айдар, правивший в 827-839 гг. и объединивший племена булгар и сувар, уже был мусульманином. Доказательством его исламского вероисповедания является его имя – измененное арабское «хайдар» («лев»). Важно помнить, что из Средней Азии в те века пришли на Волгу и традиции суфийских тарикатов – Накшбандия.

Ислам в Золотой Орде

Войска Чингизидов, наследников Чингизхана, в ходе завоеваний отличались своей многонациональностью, а религиозным большинством были язычники-тенгрианцы, часть была сторонниками практически всех бывших в Азии религий. Принципом складывающейся империи была веротерпимость – так гласило законодательство Ясы.

Собственно исламской большая часть Золотой Орды (Улус Джучи) стала только в 1312 году, когда решением хана Узбека (год рождения неизвестен – умер в 1342, правил в 1312-42) Ислам стал государственной религией. К принятию Единобожия он сам пришёл под влиянием суфия Баба Тюклюша, пришедшего из Халифата и основавшего известный позднее род биев Ногайской Орды Юсуповых и Юнусовых.

Улус Джучи - одно из государств-преемников империи Чингисхана, оно располагалось на значительной части современной России: в Поволжье, на Кавказе и в Сибири. Кроме того, с 1240-х годов (то есть со времени, когда Орда ещё была неисламским государством) вассалами Орды (монголо-татарское иго) были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховный сюзерен княжеств Северо-Западной Руси (великий князь Владимирский) до рубежа XIV и XV веков назначался ханом Орды, выдававшим ему ярлык на княжение. Именно в это время начался расцвет монастырской православной культуры и заложены основы будущей московской государственности с её славяно-тюркской и православно-исламской составляющими.

Подобные исламские страны (улусы, преемники империи Чингисхана), где впоследствии был принят Ислам, существовали и на территории других стран СНГ (и бывшего СССР): это Узбекский улус (XIII-XV вв.) - современные Казахстан, Узбекистан и Западная Сибирь (Россия); Чагатайский улус (1224-1370 гг.) - современные Узбекистан, Таджикистан, а также Семиречье в Казахстане.

Мусульманские страны после распада Золотой Орды (1430-1783 гг.)

В 1430 году Золотая Орда распалась на Большую (1433-1502 гг.) и Ногайскую (XIV—XVIII века) Орду, а также на ряд независимых ханств. На современной территории России существовали в то время такие исламские страны: Казанское ханство (1438-1552 гг.) - в Среднем Поволжье (Россия); Астраханское ханство (1459-1556 гг.) – в Нижнем Поволжье (Россия); Сибирское ханство (XV-XVI века) - в Западной Сибири (Россия); Ногайская Орда – на севере Дагестана и северном побережье Каспийского моря; Крымское ханство (1443-1783 гг.) - современные Крым, юг Украины, Краснодарский край (Россия), а также вблизи Москвы специфическое Касимовское ханство, а также Звенигородский улус (Подмосковье, Звенигород и окрестности). Мусульмане жили и в Великом княжестве Литовском – это были литовские татары.

Большая Орда, считавшая себя правопреемницей Золотой Орды, претендовала на сюзеренитет над Московским государством. Вассальная зависимость Москвы закончилась «Стоянием на Угре» в 1480 г., вскоре после чего Большая Орда была разгромлена Крымским ханством и утратила самостоятельность.

С конца XV века московские великие князья расширяют своё государство во всех направлениях, в том числе стремятся установить контроль над землями к Югу и Востоку. В 1552 г. царь Иван IV Грозный покорил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно и другие исламские государства были военным путём присоединены к Московской Руси (а затем выросшей на её основе Российской империи). Стоит отметить, что Русь, а затем и империя отвергли принципы веротерпимости, к которым привыкли народы, входившие в государства, основанные сначала на законах Ясы, затем на Шариате – тогда был надолго установлен жёсткий режим, когда главной религией признавалось Православие, для нерусских народов было разрешено исповедание их религий, но при этом подверглись гонениям как духовная (имамы, алимы, суфии), так и властная аристократия (ханы, мурзы) покорённых народов.

Начавшееся в 16 в. движение Московской Руси на Восток и Юг, продолжилось в 17-18 вв. завоеваниями Сибири (включая её исламские государственные образования), Средней Азии, Кавказа и Крыма. Так, забегая вперёд, можно говорить о существовании уже на территории Российской империи, а затем в СССР и странах СНГ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) возникших ещё в Средневековье исламских государствах: это были Хорезмское (XV-XIX века), Бухарское (1500-1920 гг.) и Кокандское (1709-1876 год) ханства.

Автор текста – Джаннат Сергей Маркус

Смотрите также:

Волжская Булгария

Волжская Булгария – первое мусульманское государство Восточной Европы

Начало распространения Ислама в Хазарии

Анды – село на Нижегородчине

История Ислама в России

«Башкирды» в Паннонии

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.