Светскость и Ислам в Кыргызстане: конфронтация или союз?

6 Февраль 2010
1380

Ислам в КыргызстанеНи для кого не секрет, что отношение к возрождающейся религиозности во всех частях разделившегося в 1991 году Советского Союза – проблема проблем большинства новых властей. Где-то, как в Таджикиста­не, процессы так накалились, что разделили людей одной крови и одного языка вплоть до многолетней гражданской войны.

А как сочетаются (или движутся к конфликту) исламское возрождение и утверждение новой государствен­ности в самом центре Азии – в Республике Кыргызстан? Об этом – беседа Джанната Сергея Маркуса с Кады­ром Маликовым, доктором политологии и исламских исследований Мадридского университета (Испания), Директором НАИЦ «Религия, право и политика» (Бишкек, Кыргызстан).

— Чем вызвано бурное обсуждение религиозной ситуации в современном Кыргызстане?

— Первая причина – складывающаяся внутрен­няя религиозная ситуация в Кыргызстане, где тревожные проблемы назревали давно.

И второе – это ухудшающаяся ситуация безо­пасности в центрально-азиатском регионе в це­лом. Операции сил НАТО в Афганистане являются неэффективными. С каждым месяцем растёт угро­за проникновения групп боевиков с территории Афганистана в сопредельные страны. Недавнее выступление Президента Афганистана о том, что неопознанные вертолёты перебрасывают боеви­ков (выходцев центрально-азиатских республик) на границы Афганистана с Таджикистаном и Узбе­кистаном. Думаю в ближайшие пять лет, если не раньше, обстановка в Ферганской долине только ухудшится, вплоть до проведения военных опе­раций и террористических актов – наряду с раз­мещением в Ферганской долине различных сил реагирования, как ОДКБ, так и НАТО.

На мой взгляд, бурное обсуждение ситу­ации в религиозной сфере также подводит к тому, чтобы Президент Кыргызстана, воз­можно, уже скоро озвучил бы свою позицию в отношении роли и места религии в процессе начатых реформ.

— Как Вам, эксперту, кажется: каким образом должно государство реагировать на эти вызовы?

— Необходимо укреплять государство изнутри, а это в первую очередь означает: следует объеди­нить общество. Параллельность и несостыкован­ность развития мусульманской общины и светской части общества ведут к формированию «анклавного мышления», идеологии обособления от общества и государства. Отстранение от политической и соци­альной жизни государства не может длиться вечно, учитывая характер Ислама – активной позиции верующего, как члена общины и государства. Следу­ющим этапом после «обособления» логично следует этап «противопоставления и отторжения» (который уже частично начался) и, как следствие, в долго­срочной перспективе – «идейное противостояние».

Подходит время, чтобы религиозные организа­ции были активными участниками и были встро­ены в политическую систему государства. И если в рамках национальной безопасности и стабильнос­ти в будущем будет идти речь о формировании под контролем государства светской, социально ориен­тированной партии от мусульманской общины – то это вполне приемлемо. Но при условии гарантиро­вания неизменности светскости. Таким гарантом должна выступать Конституция страны, которая является своего рода договором.

Легальное же появление под контролем госу­дарства светской, социально ориентированной, партии, представляющей интересы мусульманской общины, поможет государству решать сразу не­сколько проблем, в том числе и вопросы экстремиз­ма (Хизб ут Тахрир), политизации и радикализации верующих. Тем самым, Ислам превращается в один из составных элементов государства, и возможно, становится одним из важных компонентов кыргыз­ской и, в региональном масштабе, центрально-ази­атской государственности нового типа.

Также я хотел бы сказать, что и религиозные организации христианско-евангелистского направ­ления также проявляют интерес к политике. Но самое главное – это то, что любая организация, дви­жение или партия должны ставить приоритетным для себя национальный интерес Кыргызстана, а не других стран.

— В чём же основная причина пересмотра отноше­ния к религии?

— Усилилась переоценка происходящих поли­тических событий за последние годы. Всё более находят понимание призывы не копировать чужой опыт, а опираться только на своё собственное культурно-историческое наследие. И государству необходимо переосмыслить подходы к понятию светскости и роли религии в обществе. То есть, государственное строительство с учётом духовно- нравственных потребностей традиционного обще­ства, выстраивание социально ориентированной экономики, реальная борьба с коррупцией, беднос­тью – меры в этом направлении на сегодняшний день являются наиболее реальным средством вы­хода из политической и социально-экономической нестабильности.

— Не кажется ли Вам, что мы наблюдаем своего рода парадокс: идёт рост религиозности населе­ния, а с высоких трибун звучат частые ссылки на светскость Кыргызстана. Но не является ли это также обоснованием для давления на религи­озные организации?

— В том и проблема, как мы понимаем термин – светскость. И где проходит грань? У нас каждый толкует данный термин, как понимает. Отсюда и не­разбериха, что приводит к сложностям и к напряже­нию между светским и религиозным, от теории все переходят на уровень идеологизации вопроса.

Светское устройство общества на современном этапе должно оставаться незыблемым. Но также сле­дует осознавать, что узкое понимание светскости не оставляет для верующих пространства для самореа­лизации. И одним из основных факторов адаптиро­вания, допустим, Ислама (и верующих) к современ­ным условиям, и к сложившейся светской системе, является реальность национального государства. Тут ясно одно: появление и существование нацио­нального государства со светской системой ценнос­тей и одновременно с мусульманским населением, такого, как Кыргызстан – это уже факт.

И если национальное государство старается соот­ветствовать нормам конституционализма (главенс­тво права), то оно должно гарантировать равенство прав, обеспечение всеми необходимыми ресурсами для развития индивидуальной или коллективной идентичности (куда входят помимо культурных и религиозные ценности) своих граждан. Посколь­ку возрождение религиозных ценностей стало необратимым процессом – то и такое национальное государство, как Кыргызстан, должно быть легити­мизировано в рамках уже самого Ислама. То есть, как минимум, должно быть примирение двух цен­ностных и правовых систем – светскости и Ислама в рамках одного национального государства.

Независимый Аналитический Исследовательский Центр «Религия, Право и Политика» в Бишкеке представляет:

Обсуждение стратегии государственной полити­ки в религиозной сфере: подходы к гармонизации отношений между государством и религией.

Инициатива Правительства КР о проведении широкого обсуждения Стратегии государствен­ной политики в религиозной сфере (на период с 2009 – 2015 гг.) является своевременным шагом, который может указывать на переход государства к более осмысленному решению возникающих проблем в религиозной сфере. Широкое обсуждение этой стратегии с привлечением представителей гражданского сектора, религиозных организаций и институтов, а также выработка общих принципов гармонизации отношений между религией и госу­дарством, будет способствовать укреплению ста­бильности общества и государства.

Положительно оценивая и поддерживая усилия государства в этой сфере, НАИЦ «Религия, Право и Политика» отмечает, что правильное понимание процессов, которые происходят в мусульманской общине, и объективный подход к Исламу в целом, являются важными условиями составления страте­гии в отношении религии большинства населения Кыргызстана. Это также относится и к другим тради­ционным религиям, которые также имеют большое значение для населения страны.

Инициативы государства по предотвращению политизации религии не должны носить исклю­чительно запретительный характер, поскольку это может привести к ещё большей политизации и ра­дикализации умеренных групп и организаций. Наря­ду с ограничительными мерами законодательного характера, следует направлять и трансформировать «политический накал» в социальную активность через создание условий для привлечения мусульман­ских организаций к решению социально-значимых проектов под эгидой государства.

Деятельность по противодействию идеям религиозного экстремизма и терроризма также не должна сводиться только к репрессивным методам. В условиях мусульманского большинства и возрос­шей роли Ислама в общественных отношениях, особое значение будет представлять профилактика и идейное противостояние экстремизму и радика­лизму, используя потенциал Ислама традиционного толка. Для этого необходимо тесное сотрудничество государства, муфтията, мусульманских организаций и СМИ для формирования массового неприятия идей радикального и экстремистского характера.

Относительно проблемы введения некоторых правовых норм и принципов в законодательные акты, следует подчеркнуть, что основываясь на про­ведённые исследования, в мусульманской общине эти вопросы не поднимаются и не являются целью большинства мусульманских организаций в стране. Между тем, имеются сведения о том, что в регионах страны, сельские жители, опираясь на адат и ссыла­ясь на известные им нормы Ислама, решают некото­рые внутренние проблемы и споры.

Закреплённые в Конституции страны нормы об Аксакальских и Третейских судах, дают возмож­ность государству более эффективно использовать этот инструмент – привлекать духовно-нравствен­ный потенциал Ислама в решении спорных воп­росов, мелких правонарушений, насилия в семье и профилактике экстремизма.

Затрагивая вопрос о гендерном равенстве, Центр полагает, что его нельзя понимать в западном смыс­ле – физического равенства полов. Наше понимание равенства – это равные права и возможности, но разные обязанности и ответственность, связанные с гендерными различиями (женщины и мужчины). Следует отметить, что важным дополнением к со­зданной стратегии должно стать понимание того, что специфика религии, доктринальные основы Ислама в отношении роли мужчины и женщины в семье, обществе не должны восприниматься с не­гативных позиций.

Обеспечение гендерного равенства с точки зрения западных ценностей и в западном их пони­мании в традиционных, мусульманских обществах может быть неправильно понято и даже привести к отторжению. Существующие проблемы в обще­стве, затрагивающие роль и значение женщины, могут решаться за счёт разъяснения прав женщины в Исламе, которые, вопреки устоявшимся стереоти­пам, дают большие гарантии защиты прав женщи­ны не только в политической, но также социальной и экономической сферах. Поиск решения проблем с использованием потенциала Ислама является при­емлемым и бесконфликтным вариантом регулирова­ния гендерного вопроса в традиционных обществах.

Для этих целей, в Центре работает Юридический отдел, который осуществляет правовую помощь и юридические консультации в рамках светских законов Кыргызстана по различным направлениям, в том числе и по вопросам, связанным с ношением платка (хиджаба).

Духовно-просветительский журнал «Ислам» № 23(03)2009

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.