Мираъ - вражда, непримиримый, излишний спор

5 Сентябрь 2009 972

Мираъ - вражда,Имам аль-Газали назвал большим грехом спор с целью унижения оппонента и обличения его ошибок (мираъ).

Спор в хорошем смысле (джадал) является похвальным, когда речь идет об установлении истины. Если речь идет о споре против истины и споре без знаний, то такой спор является порицаемым. Спор и вражда - это неприятные занятия ранящие сердца людей.

Один из великих людей сказал: «Я не знаю ничего хуже, чем вражда и споры, порочащие религию, достоинство, и отвлекающие сердца».

Всякий спор переходит в разряд порицаемых, когда нарушаются рамки приличия, когда дело доходит до оскорбления личности. Также порицаем спор, когда целью его является не установление истины, а лишь вражда и неприязнь.

Спор иногда лучше оставить, даже если он ведется за правду, так как в ходе спора весьма трудно бывает удержать себя в рамках приличия и Шариата.

Не секрет, что спор воспламеняет гнев, возбуждает неприязнь к оппоненту. В таком случае весьма трудно владеть собой, с языка могут сорваться грешные слова, в голову могут прийти неприличные мысли.

Наименьшая опасность, ожидающая спорщика, это отвлечение сердца от Всевышнего, особенно во время намаза. Он все время будет мысленно спорить, приводить аргументы.

Спор - это путь к большим проблемам, конфликтам и желательно в него не вступать.

В хадисе, переданном от Тирмизи, сказано: «Достаточно тебе греха - постоянного спора».

В хадисе, переданном от Али (да будет доволен им Аллах) сказано: «В споре погибель».

В хадисе от Абу Хурайры сказано: «Кто спорит без знаний, того постигнет гнев (Аллаха), пока он не прекратит спор».

В хадисе от Абу Умамата сказано: «Не впали общины (уммы) в заблуждение после того, как были наставлены на истинный путь в результате споров».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «То, что больше всего меня пугает в вас - это ошибки алимов и споры лицемеров по поводу Корана и мирского - это ваша погибель».

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

"Поистине, Аллах ненавидит того краснобая из людей, который скручивает свой язык подобно (жующей) корове!"

От Джабира передали, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Наилюбимейший и наиближайший мне в Судный День тот, у кого самый прекрасный нрав. Самый далекий от меня тот, на ком мой гнев. Это гордецы, болтуны и поносящие других».

В хадисе сказано: «Кто прекратит спор, будучи неправ, тому Аллах построит дом на краю Рая. Кто же оставит спор, будучи прав, тому Аллах построит дворец на самом высоком месте Рая».

Передают со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

"Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ко мне ближе всех, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые, хвастливые,  разглагольствующие, поносящие других".

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.