Армения

13 Октябрь 2009 845

Армения Республика Армения - государство на западе Азии, в Закавказье. До 1991 входила в состав СССР, с 1992 – независимая республика. Площадь 29,8 тыс. кв. км. Выхода к морю не имеет. Граничит на севере с Грузией, на западе и юго-западе – с Турцией, на юге – с Ираном, на юго-востоке – с Нахичеванской республикой, входящей в состав Азербайджана, на востоке – с основной территорией Азербайджана. Столица Армении - город Ереван основан в 8 веке до н.э. Население - 1258 тыс. человек (2002).

 

Население

По данным переписи населения в 2003 году, в Армении из официально зарегистрированных 3326 тыс. человек, фактически проживали 3003 тыс. человек (в 1989 численность населения составляла 3,3 млн., в 1979 – 3,7 млн.). В 1989 на долю этнических армян приходилось 93,3%. Наиболее значительными меньшинствами были азербайджанцы (2,6%), курды (1,7%) и русские (1,6%). Кроме того, в Армении жили украинцы (0,3%), ассирийцы (0,2%), греки (0,1%), а также евреи, грузины, белорусы, поляки, немцы, литовцы (0,2%). В результате этнических конфликтов 1989–1993 почти все азербайджанцы покинули страну, а 200 тыс. армян с территории Азербайджана переселились в Армению. За последние 10 лет страну покинули примерно 955 тыс. человек, преимущественно армяне, а также азербайджанцы, курды-мусульмане, греки, русские, украинцы, евреи, ассирийцы. Доля национальных меньшинств снизилась до 3%. Среди них доминируют езиды и курды.

История

Первые сведения об Армянском нагорье восходят к 14 в. до н.э. Там существовали государство Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В 9 в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э. Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов. После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.), возникли три армянских государства – Малая Армения западнее Евфрата, Софена – восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины. При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря. Позднее Тигран II Великий (95–56 до н.э.) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией, создал огромную по площади, но недолговечную империю, которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины.

Быстрая экспансия Армении при Тигране Великом ясно показала, насколько велико стратегическое значение Армянского нагорья. По этой причине в более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями (Римом и Парфией, Римом и Персией, Византией и Персией, Византией и арабами, Византией и турками-сельджуками, Аюбидами и Грузией, Османской империей и Персией, Персией и Россией, Россией и Османской империей).

В 387 н.э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в царство с арабским наместником.

В средневековье с ослаблением арабского влияния в Армении возникло несколько локальных царств (9–11 вв.). Самым крупным из них было царство Багратидов (Багратуни) со столицей в Ани (884–1045), однако вскоре оно распалось, и на его землях образовались еще два царства.

Затем в страну вторглись византийцы, за которыми последовали тюрки-сельджуки. В долинах Киликии в северо-восточном Средиземноморье, куда ранее переселилось много армян, главным образом земледельцев, сформировалась «Армения в изгнании».

В 14 в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана. В последующие два столетия она стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.

Разделенная в 1639 между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения), Армения вплоть до падения династии Сефевидов в 1722 оставалась относительно стабильной страной. В результате русско-иранских войн, по Гюлистанскому мирному договору 1813, Россия присоединила к себе район Карабаха, а по Туркманчайскому договору 1828 – Ереванское и Нахичеванское ханства. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия завоевала северную часть турецкой Армении.

28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.

Появление Ислама в Армении     

Ислам появился в Армении в VII веке н.э. в период арабских завоеваний. В это время в Армении появляются мусульманские общины, строятся мечети. Так, Ибн-Хаукаль сообщал в Х веке:

«Дабиль — город больше Ардабиля; это самая значительная местность и округ во внутренней Армении. Он же столица Армении и в нем дворец правителей области Армении.… Вокруг города стена; христиан в нем много, и соборная мечеть города рядом с храмом, как мечеть Химса, смежная с церковью и находящаяся рядом с ней. ... Большая часть Армении населена христианами... 

…Они находятся под  покровительством мусульман и рабы из них не продаются в Багдаде. Я помню сам, что было это так до 325 года, и никто не разрешал этого (продажи в рабство), потому что они находились некоторым образом под защитой мусульман, не имея формального договора с ними».

Для укрепления своей власти и ускорения процесса исламизации арабские халифы заселяли покоренные земли арабскими племенами, и довольно много их появилось в Армении.

Первые огузские кочевые племена, исламизированные в X веке, появились на территории Армении в середине XI века. Начиная с XI века, территория Армении подвергается нашествию тюрок-сельджуков — предков современных турок, туркменов, гагаузов и азербайджанцев. Нашествие сельджуков привело к появлению в регионе мусульманского населения.

Численность мусульман и мечетей

Численность мусульман и мечетей

Эривань. Минарет городской мечети).

До присоединения территории современной Армении к России в 1828 году из приблизительно 107 тысяч жителей Эриванского ханства 87 тысяч были мусульманами. Согласно статистическим данным имперской администрации, составленным в 1831 году, число мусульман уменьшилось до 50 тысяч. В городе Эривань все еще оставалось мусульманское большинство. Из 11400 жителей более 7000 были мусульмане.Согласно переписи 1897 года, в тогдашней Эриванской губернии насчитывалось 25218 мусульман из 92323 жителей губернии (27,3 % населения), по другим справочным данным — 41 % населения (36,7 % — шииты, 4,3 % — сунниты).

В 1906—1911 гг. в одном только Ереване, согласно списку казенных и общественных зданий, составленному ереванским техником Б. Я. Меграбовым, существовало 8 мечетей: Мечеть Тапабашинская, Мечеть Шагарская, Мечеть Сартиб, Гёй мечеть (Голубая мечеть) Гаджи-Гусейн Али-хана, Мечеть Гаджи Новруз Али-бека, Мечеть крепостная, Мечеть Демирбулагская и Мечеть Гаджи Джафара.

Вид Эривани с минаретами в 1796 году

Вид Эривани с минаретами в 1796 году

Память, которой почти нет

Мечетей постройки до XVI века в Ереване не сохранилось, все они были разрушены в войнах османов и сефевидов, когда город переходил из рук в руки. В начале ХХ века, когда 49 % населения Эривани и 53,5 % населения Эриванского уезда составляли азербайджанцы (адербейджанские татары), в городе было 7 мечетей. Так же, как и большинство армянских церквей, в советский период большинство их было закрыто. Из мечетей на сегодняшний день сохранилась только мечеть Гусейн Али хана (Голубая мечеть), отреставрированная иранскими мастерами. В 1990 году была снесена бульдозером небольшая азербайджанская мечеть на улице Варданац, под влиянием ложных слухов о якобы разрушении армянской церкви в Баку; по словам британского журналиста Томаса де Ваала, «ей не посчастливилось: постройку не сочли „персидской“ и снесли». Среди снесенных в начале 1930 гг. памятников также ханский дворец, память о котором сохранилась в рисунках художника Г. Гагарина, и развалины турецкой крепости.

Археолог Филип Л. Коль отмечает малочисленность существующих в Армении исламских памятников, включая находившиеся в столице Ереван. Указав на преобладание мусульманского населения на территории Армении до подписания Туркманчайского договора и последовавших за ним этнических перемещений, Ф. Коль пишет:

«К какой бы демографической статистике мы не обратились, не подлежит никакому сомнению, что значительные материальные памятники Ислама должны были существовать в этом регионе. Их почти полное отсутствие в наши дни не может быть случайным».

Ислам в Армении сегодня

Ислам в Армении в настоящее время не имеет большого числа последователей, хотя в определенные периоды истории он был господствующей религией на территории этой страны. Сейчас подавляющее большинство населения Армении – христиане. В современной Армении Ислам исповедуют в основном представители курдской и персидской национальностей. Среди курдов довольно значительную общину образуют езиды (йезиды), среди которых много мусульман. Йезиды населяют, прежде всего, сельские районы в горах Арагаца, к северо-западу от Еревана. Согласно данным переписи населения в 1989 их количество достигало 51,9 тыс. чел., но по последним оценкам, оно составляет 30–40 тыс.

В столице Армении — Ереване проживают около 1 тысячи мусульман — курды, персы и выходцы с Ближнего Востока. Община курдов-мусульман насчитывает несколько сотен человек и проживает в основном в Абовянском районе. Большинство из них принадлежат к суннитам шафиитского толка. На востоке и севере страны, главным образом в приграничных селениях, живут небольшие группы мусульман-азербайджанцев, а в городах насчитывается более 200 чел. бехаитов.

В период существования Советского Союза Ислам в Армении был распространен в основном среди азербайджанцев и курдов, однако в результате карабахского конфликта большинство мусульман было вынуждено оставить страну. Несмотря на постоянное снижение удельного веса мусульман на территории Армении с момента присоединения региона к СССР и последовавших за этим миграций населения, до начала карабахского конфликта в Армении сохранялась крупная мусульманская община.

 «Голубая мечеть» в Ереване

«Голубая мечеть» в ЕреванеВ настоящее время в столице Армении находится действующая «Голубая Мечеть»— символ армяно-иранской дружбы.

Это мечеть площадью 7000 кв. м была построена в 1765 г. по приказу Хосеина Али Хана – в то время губернатора Еревана.

В юго-восточной части мечети находится минарет высотой 24 м, имеется 28 павильонов, библиотека в северной части, основной зал и купол в южной части, и внутренний двор. Периодически в библиотеке проводятся занятия по изучению персидского языка. Это уникальная возможность поближе познакомиться с древней культурой.

«Голубая Мечеть» действовала с первых дней постройки и до начала Первой мировой войны. Говорят, что мечеть сохранилась благодаря гениальному армянскому поэту Егише Чаренцу. Дело в том, что во двор мечети, где по сей день растет тутовое дерево, нередко заглядывал поэт и, устроившись под ним, пил чай. Во время войны был дан приказ уничтожить все 8 (или 9 мечетей), построенных на территории Армении, и они были уничтожены. Но по предложению Е.Чаренца в единственной мечети, которая сохранилась до наших дней, устроили склад боеприпасов, что и спасло «Голубую мечеть» от разрушения.

После Второй Мировой войны и до 1995 г. на территории мечети располагался музей истории и природы Еревана. В нем хранились и демонстрировались дошедшие до наших дней, а также найденные археологами и представляющие ценность для культуры и истории Армении, старинные предметы.

Участники Проекта Летней Школы, собравшиеся в Ереване, в Российско-Армянском (Славянском) государственном университете на международную конференцию по изучению трансформации конфликтов и путей установления мира на Южном Кавказе, побывали в «Голубой Мечети».

Вот впечатления представителей различных регионов, впервые побывавших в «Голубой мечети».

Так, представитель из Грузии – Георгий Масалкин (кандидат философских наук, доцент Батумского государственного университета) в гостевой книге записал: «Как прекрасно и символично то, что в центре Еревана, в мусульманской мечети, гидом служит прекрасная женщина-католичка».

А вот представительница из Абхазии – Далила Пилия (доцент кафедры политологии Абхазского государственного университета) пишет: «Маленький оазис в центре Еревана – «Голубая Мечеть» сначала удивляет человека. Но стоит войти во двор, походить по еще недостроенным, но уже уютным комнатам, послушать голос гида – армянки (католички) – это тоже особенность мечети, увидеть, как соседи относятся к ней, становится ясно, что армянский народ из истории унаследовал не только историческую память, но и глубокую культуру толерантности и уважения к религии».

Сам факт существования «Голубой мечети» в Ереване очень важен, считает Рауф Раджабов (председатель общественного объединения «Мир, демократия, культура») из Азербайджана. В настоящее время реконструированная «Голубая Мечеть» является не только мусульманской святыней, но также и памятником культуры. Мечеть свидетельствует также о том, что для мусульман в Армении созданы все условия и в республике нет случаев притеснения по расовым признакам или вероисповеданию. Если в Армении есть одна мечеть, то в Иране есть 60 действующих церквей, большая часть из которых – армянские.

Литература:

Абаза В. История Армении. Ереван, 1990;

Айвазян С.М. История России. Армянский след. М., 1997;

Армения глазами журналистов. М., 1999;

Постсоветский Южный Кавказ: библиография и обзор публикаций по социальным и политическим наукам. М., 2002;

www.krugosvet.ru

www.assalam.ru

Исторические хроники. Ислам в Армении, 2003.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.