Тернистый путь спасения Индии

23 Апрель 2010
2687

Тернистый путь спасения ИндииРаспространение Ислама в Индии и Пакистане является результатом энергичных усилий ранних мусульманских сподвижников, святых-авлия и суфиев, которые  продемонстрировали ярчайшие примеры личной самоотверженности. Эти мусульманские святые-авлия и суфии также были выдающимися защитниками своей веры. Они сыграли видную роль в борьбе за свободу, возглавив движение за возрождение величия Ислама.

Во время правления императора Акбара, одного из представителей правящей династии Великих Моголов, мусульманская община Индо-Пакистана переживала период смуты и неопределённости. Она оказалась под серьёзной угрозой полной утраты религиозной самобытности вследствие политики императора Акбара, направленной на умиротворение индуистов.

Под давлением крайне обострившейся политической ситуации император Акбар дал толчок началу процесса искажения основ и предписаний исламского вероучения. Доктор И. X. Куреши, описывая общую картину упадка мусульманского общества в Индо-Пакистане, отмечает: «Процесс размывания мусульманских ценностей и их смешение с ценностями иной религии здесь постоянно усиливался и в более раннюю эпоху». Но в период правления Великих Моголов этот процесс принял устрашающий характер.

Император Акбар, желая угодить индуистам, не только женился на женщине ндуистского вероисповедания, но также симпатизировал обычаям, противоречащим основам вероучения Ислама. Его современник, историк Мулла Кадир Бадавани, строгий последователь мусульманской религии, отмечал, что император Акбар, желая полностью перетянуть на свою сторону индуистов, выступил против Ислама.

Более того, император Акбар начал поддерживать богословов, готовых из корыстных, земных интересов использовать любую возможность для достижения его благосклонности. Одним из них был Махдум аль-Мульк, которого попросили дать фетву (религиозно-правовое заключение), что хадж в Мекку больше необязателен и, более того, этот обряд вреден.

Кади Хан Бадахшани вынес фетву, обосновывающую необходимость совершать земной поклон (суджуд) перед императором, в то время как, согласно Исламу, суджуд следует совершать только перед Богом. Эти безнравственные псевдорелигиозные учёные высказались в пользу непогрешимости императора. Исследователь Бурхан Ахмад Фаруки пишет, что император Акбар открыто восстал против Исла­ма, рассматривая его предписания как временные и не имеющие разумных оснований. Император не верил в Коран (как в Слово Бога), он не верил в Судный день (йяум аль-кыйяма). Он потребовал от всех открыто использовать новую формулу вероисповедания «Нет бога, кроме Аллаха, и Акбар - халиф (заместитель на земле) Аллаха». Отклонения императора Акбара от Ислама не ограничились лишь этим. О масштабах этого отхода можно судить по нижеследующему: вино было объявлено разрешённым, как и свинина; подушная подать (джизья) была отменена и объявлена незаконной. Свиней и собак начали специально выращивать и рассматривать их как земное проявление Бога. Обязательная ежедневная пятикратная молитва (салят), обязательный пост (саум) в месяц Рамадан и обязательное паломничество в Мекку (хадж) были отменены. Мусульманский календарь был заменён на новый: были введены названия месяцев Иляхийского календаря. Такие имена Посланника Аллаха, как Ахмад, Мухаммад и Мустафа вызывали отвращение у императора Акбара, и наречение этими именами детей стало рассматриваться как уголовное преступление. Мечети и молельные места мусульман были превращены в беседки и караульные помещения. Это - только краткий перечень антиисламских указов, изданных императором Акбаром.

Все они оказали губительное воздействие на мусульманское общество Индо-Пакистана. Казалось, что Ислам здесь полностью разложился - мусульманские обычаи и традиции были приспособлены к социальному устройству и религиозным установлениям индуистского общества, которые находятся в полном противоречии с духом Ислама. Император Акбар, поддерживаемый придворными религиозными учёными, начал свою (в дальнейшем провалившуюся) политику, направленную на лишение мусульманской общины религиозной самобытности, под лозунгом распространения его нового вероучения, названного «Божественной верой», или «Дин-и аль-Иляхи». В итоге, Ислам столкнулся с серьёзной угрозой для своего существования на Индийском субконтиненте.

Когда император Акбар начал вводить свои еретические новшества, которые противоречили предписаниям Ислама, некоторые смелые защитники мусульманской веры оказали сопротивление его ереси, рискуя жизнями. Верховный судья провинции Джайнпура мулла Мухаммад Язди взял на себя руководство сопротивления политике императора и издал фетву, объявившую императора вероотступником и вменившую мусульманам в обязанность вести против императора священную войну (джихад). Мулла Мухаммад Язди был убит. Двое придворных, Кутб ад-Дин Кока и Шахбаз Камбох, предприняли попытки оказать на императора воздействие, чтобы тот отказался от вероотступнических идей. Но они вызвали царский гнев - и их постигла участь судьи из Джайнпура. Таким образом, император Акбар, вместо того чтобы воздерживаться от вероотступничества, установил в империи режим террора. В атмосфере террора и разгула ереси вероубеждения, идеалы мусульман открыто попирались и осмеивались. Как пишет Бурхан Ахмад Фаруки: «Неверные [индуисты] открыто издевались над мусульманами и запрещали им отправление религиозных обязанностей. Индуистские обряды и торжества совершались и праздновались на каждой улице, на каждом углу, в то время как мусульманам не разрешалось следовать законам своей религии. В некоторых местностях мусульмане были вынуждены платить особый налог для того, чтобы получить возможность принести в жертву корову в дни праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам). Многие мечети были разрушены индуистами, а на их месте были возведены индуистские храмы».

Это удручающее состояние дел и критическое положение требовали появления защитника исламской веры, который смог бы смело бросить вызов императорским указам и очистить мусульманское общество от неисламских предписаний и антиисламских нововведений. Роль неустрашимого защитника Ислама выпала шейху Ахмаду Сирхинди, больше известному как «Муджаддид альф-и сани» (Обновитель второго [по мусульманскому летоисчислению] тысячелетия), который родился 26 июня 1564 г. в городе Сирхинд в Восточном Пенджабе. Начальное образование он получил дома под руководством своего отца, шейха Абдаллы Ахада, широко известного высокой образованностью и имевшего собственное религиозное окружение.

Позднее Ахмад Сирхинди получил высшее образование согласно принятым стандартам своего времени. Его сочинения свидетельствуют о глубоком знании как мусульманской теоло­гии, так и философии. Вначале он был последователем и учеником шейха Хваджи Баки би-ль-Ляхи, известного шейха из числа авлия («приближённых к Богу») суфийского  братства-тариката Накшбандия.

Было невозможно, чтобы в эти тяжёлые времена такой правоверный мусульманин и такой храбрый, не ведающий страха человек, как Ахмад Сирхинди, мог занимать позицию стороннего и молчаливого наблюдателя и оставить всё на произвол судьбы. «Муджаддид» принял решение выступить с войной против антиисламских нововведений и религии «Дин-и аль-Иляхи», восстановить чистый Ислам в соответствии с Кораном и сунной. Вначале шейх Ахмад Сирхинди отправил императору Акбару, находившемуся тогда в Акре, послание, в котором потребовал от него отказаться от нового вероучения, ибо это вероучение - определённо антиисламское. Но император не обратил внимания на это послание и упорствовал в осуществлении нововведений.

Сложившаяся ситуация предрекала мусульманской общине неопределённое и безрадостное будущее.

И Ахмад Сирхинди решил начать борьбу со всем тем, что служило опорой императора Акбара. Он организовал группы из наиболее сильных последователей и учеников, обязав их проповедовать чистый Ислам, делая особый упор на требовании следовать Корану и сунне.

Шейх Ахмад разослал письма видным людям, пользующимся авторитетом и обладающим влиянием в обществе: он призывал их очнуться, осознать ответственность за защиту своей религии и возрождение величия Ислама. Некоторые аристократы императорского двора испытали настолько сильное влияние со стороны шейха, что стали его учениками и самыми верными последователями.

После смерти Акбара и восшествия на престол императора Джахангира, шейх Ахмад Сирхинди организовал широкое движение и начал борьбу против всех антиисламских нововведений и обрядов, которые распространились в мусульманской общине.

Его последователи поклялись, что они ни при каких обстоятельствах не станут выполнять обряды, противоречащие Исламу, - напротив, обязуются с корнем вырывать любые антиисламские нововведения. Это движение распространилось также на армию.

Когда реформы шейха Ахмада Сирхинди стали притягательны для мусульманских масс и его популярность начала расти день ото дня, противники шейха, испытывающие зависть к его огромной известности, стали плести против него интриги.

Правитель Джахангир решил применить меры против шейха. Так как наиболее влиятельные придворные советники были самыми верными последователями шейха Ахмада Сирхинди и сохраняли ему преданность, императору было чрезвычайно трудно подвергнуть шейха аресту. Поэтому император решил отправить придворных сановников – последователей шейха подальше от столицы.

Отправив этих видных аристократов и преданных сторонников Ахмаду Сирхинди в отдалённые места,  император вызвал шейха, которому были предъявлены обвинения в пропаганде неисламских идей. Однако шейх мужественно и хладнокровно отверг все обвинения. Для того, чтобы найти какой-нибудь предлог дабы наказать его, император потребовал от него совершения земного поклона перед ним. Но шейх отказался, сказав, что земной поклон следует совершать исключительно перед Богом, и только! Усмотрев в этом нарушение придворного этикета, император распорядился заключить шейха в крепость Гвалор, где последний пробыл в качестве узника два года.

Находясь в тюрьме, шейх Ахмад Сирхинди стойко переносил суровые условия заключения и не отказался от своей позиции и своих убеждений.

Заключение под стражу вызвало волнение среди его последователей и учеников, которые подняли восстание. Один из сторонников шейха - Махабат-хан со своим войском взял под контроль Индию и отправил самого императора Джахангира в местечко Джалум. Находясь в «ссылке», император Джахангир признал свою ошибку, выразил глубокое сожаление и распорядился освободить шейха Ахмада Сирхинди с оказанием ему почестей.

Император Джахангир пожелал увидеться с шейхом и хотел, чтобы последний оставался с ним какое-то время в качестве его личного гостя.

Но шейх заявил, что откажется от приглашения, если не будут выполнены некоторые его условия. Во-первых, император должен упразднить обычай земного поклона перед

ним; во-вторых, все разрушенные мечети должны быть восстановлены; в-третьих, все указы, запрещающие деятельность забойщиков коров, должны быть отменены; в-четвёртых, судьи (кади), муфтии и цен­зоры должны быть вновь назначены на свои должности, чтобы претворять в жизнь кодекс мусульманских законов; в-пятых, должна быть восстановлена подушная подать (джизья); в-шестых, все вредные нововведения в религии (бид'а) должны быть упразднены, а законы Шариата должны, наоборот, претворяться в жизнь; в-седьмых, все заключённые

в тюрьмы и сосланные в изгнание за свои убеждения должны получить возможность вернуться домой. Император Джахангир принял все эти условия и встретил шейха с великими почестями. Это было большим триумфом шейха Ахмада Сирхинди в его борьбе против ереси Акбара и антиисламских нововведений. За это выдающееся достижение он получил почётное прозвище «Муджаддид альф-и сани» (Обновитель второго тысячелетия), то есть человек, который возродил Ислам во втором тысячелетии хиджры.

Под влиянием шейха Ахмада Сирхинди император Джахангир привёл свою жизнь в соответствие с устоями Ислама, упразднил все антиисламские указы и принял решение оказывать всяческое содействие мусульманской религии.

Шейх Ахмад Сирхинди умер 10 декабря 1624 г. Его идеи получили широчайшее распространение вплоть до Индонезии и Турции, а оттуда, благодаря суфийским братствам, - до африканских стран, где распространён Ислам.

Шейх Ахмад Сирхинди восстал против ереси императора Акбара, успешно противостоял неисламским нововведениям и возродил дух Ислама в мусульманах. Таким образом, «Муджаддид» - шейх Ахмад Сирхинди - вернул мусульманское государство в Индии в Ислам. Благодаря его борьбе с ересью и вероотступничеством, последующие правители Шахджахан и Аурангзеб смогли успешно устанавливать законы Шариата в стране. Одним словом, шейх Ахмад Сирхинди возродил Ислам в Индии в тот исторический период, когда мрачные тучи ереси и безверия нависли над мусульманской общиной Индии.

Успешно защитив национально-религиозную идентичность мусульман, шейх Ахмад Сирхинди тем самым не дал им раствориться среди индуистов. Позднее это осознание
мусульманами своей религиозной самобытности позволило им добиться успехов в основании государства Пакистан.

Таким образом, абсолютно прав пакистанский учёный С. М. Икрам, когда утверждает, что «шейх Ахмад Сирхинди является наиболее сильным и оригинальным мусульманским мыслителем Индии до появления в новое время Шаха Вали Аллаха и Мухаммада Икбала. Шейх Ахмад Сирхинди занимает высокое место не только среди мусульманских мыслителей Индо-Пакистана, но и всего исламского мира».

№1 (8) 2004 , журнал «ИСЛАМ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.