Аргентинская Республика - государство в южной части Южной Америки к востоку от Анд. По площади (2780,4 тыс. кв. км) она уступает только Бразилии. Столица страны – Буэнос-Айрес. Население страны насчитывает 40,3 млн. чел. по оценке на 2007 год.
Аргентинцы - третья по численности национальная группа в Южной Америке и четвёртая в Латинской Америке. Современные аргентинцы - потомки европейцев, индейцев и африканцев и других народов, в разное время прибывших на территорию страны.
До прихода испанцев Аргентину населяли относительно немногочисленные индейские племена. После истребления большей части мужчин испанские колонисты вступили в брак с местными индейскими и завезёнными африканскими женщинами, сформировав класс метисов-гаучо. Массовая европейская иммиграция в Аргентину пришлась на 1880-1940-е годы. В ней преобладали итальянцы — 48 %; испанцы — 40 %; в т. ч. баски — 10 %; остальные 12% - немцы, французы, арабы, украинцы, поляки, армяне, евреи, валлийцы и другие, в том числе азиаты (японцы, корейцы, китайцы). В последнее время значительно выросло количество мигрантов из Перу, Боливии, Парагвая, Уругвая, Африки.
Официальный язык – испанский.
Ислам в Аргентине
Ислам в Аргентине представлен самой крупной общиной среди мусульманских меньшинств Латинской Америки. Хотя точные данные о количестве мусульман в Аргентине неизвестны по той простой причине, что всеобщая перепись населения не требует указания религиозной принадлежности, по некоторым данным численность Аргентинских мусульман составляет приблизительно 1.5 % от общего числа населения и в настоящее время равняется одному миллиону. Если к ним присоединить проживающих в стране арабов и представителей других близких этнических групп, то цифра эта будет втрое больше.
Ранняя мусульманская иммиграция
Считается, что мусульмане прибыли в Аргентину приблизительно в 1870 году из Сирии, Ливана и Палестины. Также есть исторические данные о том, что среди первых исследователей Америки были и мусульмане.
Кроме того, выдвигались гипотезы о посещении Америки и контакте с её цивилизацией мореплавателями до Колумба, представлявшими различные цивилизации Старого Света. Среди них упоминается и Абубакар II султан Мали в 1331 г.
Со времени открытия Америки испанцами в пятнадцатом столетии, Ислам представляли рабы, которых доставляли конквистадоры с севера и запада Африки, и которые оставались в странах типа Бразилии, Венесуэлы, Колумбии и на Карибских островах.
Подавляющее большинство рабов были мусульманами, во многих случаях принуждёнными отказаться от своих религиозных верований под угрозой казни. Таким образом, с течением времени Ислам стал распространяться по странам Латинской Америки.
В конце шестнадцатого столетия, после освобождения рабов и возвращения многих из них в эти земли, а также с учётом иммиграции из Индии и Пакистана, появились большие массы мусульман. Согласно некоторым документам, в промежуток между 1850 и 1860 годами имело место новая массовая иммиграция арабских мусульман на американские земли. Большая часть прибывала из Сирии и Ливана, и оставалась в Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Колумбии.
20 столетие видело большой приток арабских мигрантов в Аргентину, главным образом из Сирии и Ливана. Считается, что сегодня приблизительно 3.5 миллиона аргентинцев с арабскими корнями.
Большинство этих арабских иммигрантов были христианами и сефардическими евреями и, вероятно, среди них меньше, чем четверть были мусульманами. Сегодня потомки арабских евреев идентифицируют себя с евреями, а не с арабами.
Жизнь современных мусульман в Аргентине
Аргентинские мусульмане живут обычной жизнью и выделяются на общем фоне своей доброжелательностью, порядочностью и честностью. Аргентинцы характеризуют их как людей отзывчивых и сознательных, которым можно довериться.
Многие из них объединились для создания исламских обществ, центров, мечетей и т.п. с целью свободного вероисповедания. В наши дни в Аргентине есть сконцентрированные группы мусульман, иммигранты и местные жители, принявшие Ислам как новую веру.
В процентном соотношении количество мусульман-иммигрантов и новых мусульман, принявших Ислам, примерно равны.
С каждым днём растёт число тех, кто принимает Ислам.
В Аргентине много людей, постоянно ищущих новые духовные пути, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, и немало из них находят успокоение и счастье в Исламе.
Усилиями аргентинских мусульман в стране Ислам, основанный на терпимости и вере, распространяется быстро. Издаются различные книги об Исламе на испанском языке. Всё больше и больше аргентинских мусульман отправляются в Мекку в хадж.
Исламские учреждения в Аргентине
В центре Буэнос-Айреса есть прекрасная мечеть, которая была построена в 1989 году местными мусульманами. Есть также мечети в других городах и областях по всей стране, особенно много их в районе тройной границы, соединяющей Аргентину, Бразилию и Парагвай.
В Аргентине самая активная организация в Латинской Америке по продвижению исламских ценностей. Финансирование из Саудовской Аравии позволило построить здесь большие мечети и помещения для проведения культурных и общественных мероприятий. В стране действует девять исламских центров.
В Буэнос-Айресе действует Исламский Культурный центр имени короля Фахда. На его территории расположена и одна из самых больших мечетей в Южной Америке. Её строительство было закончено в 1996 году при поддержке короля Фахда. Мечеть занимает площадь в 20 000 квадратных метров. Полная площадь земельного участка, выделенного аргентинским правительством для Исламского Культурного центра, составляет 34 000 квадратных метров. Она была выделена по инициативе Президента Карлоса Менема после его визита в Саудовскую Аравию в 1992. Проект стоил приблизительно $ 30 млн., и включает кроме мечети библиотеку, две школы и парк.
Исламскую Организацию Латинской Америки (IOLA) со штаб-квартирой в Аргентине считают самой активной организацией в Латинской Америке, распространяющей Ислам и объединяющей мусульман, живущих в Латинской Америке.
Первый исламский документальный фильм созданный в Аргентине
По данным Инфоцентра в январе 2010 года в Аргентине снят первый исламский документальный фильм, который является историческим повествованием о Хусейне, внуке Пророка (мир ему и благословение).
Молодой аргентинец Кристиан, который в день показа фильма принял Ислам, сказал: "Я уже давно изучал исламскую религию, и осталось только произнести шахаду. Сегодня я принял окончательное решение принять Ислам".
Компания "Раоминс", вложившая деньги в создание фильма, принадлежит группе молодых мусульман, которые до этого создали короткометражный и полнометражный фильмы с исламским содержанием. Все три фильма нашли горячий отклик в мусульманской общине.
Одобрив усилия мусульманской молодежи, руководитель мечети Буэнос-Айреса Али Пухул, по происхождению немец, проживающий в Аргентине, отметил: "Очень хорошо, что эти молодые люди своими силами снимают такие фильмы, которые, как показывает опыт, имеют важное значение для общества".
Продюсеры и режиссёры исламского документального кино в Аргентине целью своей работы называют представление Ислама испаноязычному населению, особенно мусульманам этого региона, которые, находясь на большом удалении от исламских стран и составляя меньшинство в регионе, не имеют достаточной информации об Исламе.
Сложности, стоящие перед мусульманами в Аргентине
Проблемы мусульман Аргентины в целом сходны с теми, что имеют мусульмане по всему миру.
1. Недостаток знаний исламской культуры и религии.
2. Нерегулярная религиозная практика у некоторых людей. Также был отмечен высокий уровень тех, кто не был способен сохранять свою исламскую идентичность, пытаясь выглядеть и действовать так, как принято в обществах, где они живут, в итоге повторяя традиции общества в ущерб исламской культуре и своей самобытности.
3. Нехватка религиозных наставников, кто мог бы говорить по-испански и знал бы традиции стран, где они распространяют Ислам.
4. Нехватка преподавателей и учебных заведений, где люди получают знания об Исламе.
5. Нехватка исламского материала на испанском языке – книг, аудио- и видеоматериала.
6. Недостаточная координация деятельности исламских учреждений.
7. Нехватка общения между мусульманами на всех уровнях: личном, семейном, а также между учреждениями и организациями.
8. Недостаточно частые религиозные конференции и собрания, слишком редкие встречи учёных-богословов с верующими.
9. Нехватка обученного персонала для взаимодействия с прессой.
10. Почти незаметная работа исламских СМИ на фоне местных СМИ, искажающих Ислам и выставляющих мусульман не в лучшем виде.
ЛИТЕРАТУРА
Очерки истории Аргентины. М., 1961
Культура Аргентины. М., 1977
История литератур Латинской Америки т. 2, М., 1988; т. 3, М., 1994
История Латинской Америки. т. 1, М., 1991; т. 2, М., 1993
Латинская Америка, 1996, № 6 (номер, посвященный Аргентине)