Неповторимый исламский облик Швеции

27 Май 2010 539

Неповторимый исламский облик ШвецииКоролевство Швеция, государство в Северной Европе, занимающее большую часть Скандинавского п-ова.

В прошлом Швеция была крупной державой, в ее состав входили Финляндия, страны Балтии и частично Польша и Северная Германия, с 1814 по 1905 она была в унии с Норвегией. После наполеоновских войн с 1814 Швеция не воевала и стала придерживаться политики нейтралитета. В 19 – начале 20 в. была небогатой страной, из которой эмигрировало более 1 млн. человек. В настоящее время Швеция – одна из высокоразвитых промышленных стран, по уровню и качеству жизни занимает одно из первых мест в мире.

В 2004 в стране проживало 8986 тыс. жителей. Со времен первой переписи в Швеции сохранялось преобладание женского населения над мужским, однако в последние годы разница сократилась за счет иммиграции иностранных рабочих. В сельских местностях сохраняется преобладание мужчин, но в городах, где проживает большинство шведов, женщины более многочисленны.

В 1994 в Швеции проживало 508 тыс. иностранных граждан, преимущественно в крупных городах. Самые большие группы были представлены финнами (210 тыс.), югославами (70 тыс.), иранцами (48 тыс.), норвежцами (47 тыс.), датчанами (41 тыс.) и турками (29 тыс.). Иностранцы получают право участвовать в местных выборах после трех лет проживания в Швеции.

В Швеции насчитывается около 150 тыс. мусульман. Большинство православных и иудеев эмигрировали из Восточной Европы, а мусульмане – из стран Ближнего Востока.

В общественном сознании Ислам давно ассоциируется с южным, жарким климатом, солнцем и горячими песками. Но время идёт и многое меняется. И теперь с высоких минаретов призыв на молитву очень часто раздаётся над суровыми заснеженными пейзажами северных стран.

Сейчас большие мусульманские общины в северных странах уже не редкость, а скорее обычная картина, и речь здесь идёт, по большей части, о северной Европе. Как-то необычно и по-особенному величественно выглядят на фоне суровой северной природы заснеженные мечети, чувствуется особенно серьёзное восприятие веры. Теперь их строят всё дальше и дальше на север. То, что ещё не так давно казалось необычным, сейчас имеет в Швеции собственный и неповторимый облик, который рождается на стыке богатой европейской культуры и духовных традиций Ислама.

В Швеции сегодня функционируют пятнадцать мечетей. В одном только Гётеборге их семь. А вот самая северная из шведских мечетей строится в городе Умео. Большинство мечетей, особенно новых, принадлежит многочисленным общинам иммигрантов из Турции, Пакистана, Боснии. Построены они относительно недавно. К примеру, старейшие мечети в Швеции в городах Мальмо и Трольхеттен построены в 1984 и 1985 годах. Но история Ислама в этой северной стране началась не в конце двадцатого века с волной иммиграции, а гораздо раньше. Первым исламским деятелем в Швеции был Джон Агьели, также известный под именем Абдулхади, родившийся в 1869 году. Он был выдающимся художником, исследователем суфизма и мыслителем. Еще в 1902 году он поехал в Египет и поступил в знаменитый институт Аль-Азхар. Пребывая в очень ограниченных финансовых условиях, Агьели изучал арабский (которым овладел в совершенстве) и исламскую философию. Превосходно говоря по-арабски и одеваясь в арабскую одежду, он, тем не менее, всегда оставался истинным европейцем. В Египте он вступил в шазилийский тарикат. Вернувшись в Европу, использовал свои знания для исламского просвещения, и во многом благодаря ему в Европе возникает большой интерес к востоку, Исламу, появляются первые переводы древних трудов суфийских учёных. Общеизвестно, что именно Агьели оказал самое большое влияние на выдающегося французского философа Рене Генона. Но люди, подобные Агьели, живут и в современной Швеции. Такие, например, как доктор политологии Зэйд Таге Линдбом (1909-2001). В начале карьеры он был одним из главных идеологов социал-демократии и государства благосостояния в Швеции, но позже, обратив взор к Исламу, он отказался от прежних взглядов и написал самый известный свой труд «Миф о демократии», в котором подверг критике современную демократию в Европе. Говоря об Исламе в Швеции, нельзя не упомянуть о ещё одной близкой Швеции территории – Аландских островах. Это очень маленькая автономная территория в составе Финляндии, но со шведским населением. Небольшой живописный северный уголок, находящийся по пути из Финляндии в Швецию и представляющий собой архипелаг из нескольких десятков островков. Начало мусульманской общине в этом месте положил востоковед Георг Валин в 1840 году. В настоящее время на островах проживает небольшая община, которая старается на благо своей родной земли.

Литература

Али аль-Руси. Молитва за полярным кругом

Кан А.С. Новейшая история Швеции. М., 1964

Мартынов В.Д. Аграрные отношения и сельскохозяйственная кооперация в Швеции. М., 1967

История Швеции. М., 1974

ХХ век. Краткая историческая энциклопедия, т.1. М., 2001

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.