Судан – кровоточащая рана чёрного континента

5 Июль 2010 2103

Судан – кровоточащая рана чёрного континентаРеспублика Судан, государство на северо-востоке Африки. Территория страны является частью обширной природной области Судан, которая простирается от пустыни Сахара до влажных тропических лесов Центральной и Западной Африки.

По своей площади (2,5 млн. кв. км) Судан является крупнейшим государством на Африканском континенте. Численность населения — 41,98 млн. (оценка на июль 2010).

Территории, ставшие частью современного Судана, впервые были объединены в 19 в., а нынешние государственные границы были установлены в 1898. 1 января 1956 была провозглашена независимость Судана. Столица страны - Хартум.

Этнорасовый состав — негры (нилоты, нубийцы) 52 %, арабы 39 %, беджа (кушиты) 6 %, прочие 3 %.

Языки — арабский и английский официальные, нилотские языки, нубийский, беджа.

Религия.

Основная религия - Ислам. Мусульмане - сунниты 70 %, христиане - 5 %, аборигенные культы - 25 %.

Так как подавляющее большинство населения Судана является мусульманами, Ислам является государственной религией, начав здесь распространяться в 8 в. н.э.

Фактически всё население севера страны – мусульмане-сунниты. Исламом пронизаны все сферы общественного бытия, наиболее влиятельные политические партии созданы на базе исламских религиозных организаций. Религиозная же ситуация на юге характеризуется большим разнообразием: каждое племя исповедует свою религию (чаще всего анимистическую), значительная часть южно-суданского населения исповедует Христианство, которое активно насаждалось с середины XIX в. европейскими миссионерами-католиками, протестантами. Этот фактор играет большую роль в углублении проблемы юга. Его игнорирование приносит многочисленные социальные последствия, сказываясь на обычаях и индивидуальном поведении.

На севере страны существует большое количество мечетей и школ для изучения религиозных наук и Шариата (мусульманского права). Все это создает слой людей, умеющих читать и писать и владеющих знаниями в области различных наук. Это ведёт к повышению культуры, появлению писателей, поэтов и политиков.

На юге преобладает христианское население и распространено Христианство. Из Европы направлялись миссии, первой заботой которых было служение колонизаторам и разжигание национальных столкновений между севером и югом.

Опасность религиозного фактора заключается в использовании некоторых слоёв для достижения политических и экономических целей, при котором между народами усиливается межконфиссиональная и межрелигиозная рознь.

В религиозной, политической и культурной жизни страны большую роль играют тарикаты. Крупнейшие из тарикатов – Ансарийя (к нему принадлежат более 50% арабо-суданцев, живущих в западной части страны и в районах по берегам Белого Нила), Хатмийя (другие названия – Хатымийя, Мирганийя), преобладающий на севере и востоке Судана и Кадирийя. В северном Судане есть много последователей Шазалийского и Тиджанийского тарикатов.

Почти все пришедшие в Судан переселенцы-арабы были мусульманами и распространение исламской культуры в северном Судане, относящееся к 15-17 вв., произошло благодаря усилиям мусульманских проповедников и суданцев, обучавшихся в Египте или Аравии. Эти люди были суфиями, и придерживались тарика, и в Судане Ислам характеризовался преданностью мусульман своим духовным наставникам и приверженностью к аскетическому образу жизни.

Изначально они являлись объединением искренних и покорных Всевышнему мусульман, приобщенных к тайным знаниям.

Несмотря на многочисленность племен на севере страны, их объединяет арабский язык, являющийся общим для них, даже племена, которые не имеют никакой связи с арабскими родами, говорят на арабском языке, который является для них вторым языком. Его знание обусловлено их контактами с арабскими племенами, составляющими большинство на севере Судана.

Некоторые мусульманские племена на севере страны не знают арабского языка, это, прежде всего, кушитоязычные беджа на побережье Красного моря, донгола и другие нубийские народы, живущие в долине Нила и из Дарфура.

История Судана.

Древние и Средние века.

История Судана.В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее — Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам.

К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой Ислам. Арабское влияние распространилось в основном на севере Судана.

Около 960 года в восточной Нубии образовалось государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году.

XIX век.

Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью.

Махди Cуданский (1844?–1885).

Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, прозванный как «Махди» в 1881 году попытался объединить племена западного и центрального Судана. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 и кровопролитиями. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 году восстание было подавлено англо-египетскими войсками.

Установив господство над Суданом в форме англо-египетского кондоминиума (1899 г.), английский империализм проводил целенаправленный курс на изоляцию южных провинций. В то же время англичане поощряли и разжигали межплеменные противоречия. Южане находились на положении граждан второго сорта. В стране была создана атмосфера взаимного недоверия и враждебности. Благоприятную почву среди южно-суданского населения находили подогреваемые англичанами сепаратистские настроения.

XX век

После окончания Первой мировой войны британские колонизаторы взяли курс на превращение Судана в страну-производитель хлопка. В Судане начала формироваться национальная буржуазия.

Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих Христианство. Таким образом, закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.

Период независимости.

Египет после Июльской революции 1952 года признал право суданского народа на самоопределение. 1 января 1956 Судан был провозглашён независимым государством.

Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось создавать федеративное государство, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972 год.

Страна в XX веке пережила несколько военных и государственных переворотов (в 1958, 1964, 1965, 1969, 1971, 1985), однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с этнической разобщённостью и экономической отсталостью.

В 1983 Джафар аль-Нимейри заменил все существовавшие юридические законы мусульманскими законами Шариата, основанными на Коране. Но в 1986 законы Шариата были отменены, и была временно восстановлена судебная система, основанная на гражданском кодексе англо-индийского образца. В 1991 произошло возвращение к исламскому законодательству.

С начала 1990-х годов в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни. Всегда во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса.

В результате длительного колониального господства народы Судана получили в наследство множество проблем.

Получив независимость, Судан унаследовал и проблему юга страны, которая состоит в неравенстве уровней развития южных и северных регионов страны, в дискриминационной политике центральных властей по отношению к южным провинциям.

Судан культурный.

Омдурман, город-спутник Хартума, огромный африканский город с населением порядка миллиона человек. Это один из самых старых городов страны и своеобразные "ворота в сельский Судан". Мечеть Хамеда Ала Ниела (Намду Ниил), постоянно окружённый мусульманами, добавляет очарования облику Омдурмана.

В Омдурмане же находится здание, которое чаще всего фотографируется в стране – могила Махди – одного из самых уважаемых правителей Судана.

Недалеко расположена ещё одна достопримечательность Судана - Белт Аль-Халифа. Здесь экспонируются вещи, так или иначе имевшие отношение к вышеупомянутому Махди: флаги, вещи, оружие. В этом же здании можно увидеть интересную выставку фотографий, запечатлевших Судан во время восстания Махди.

Здесь же располагается лучший рынок страны. Тут можно купить уникальные драгоценности из серебра и другие украшения, а также заказать себе эксклюзивный сувенир из чёрного дерева, который будет исполнен на ваших глазах.

В Судане широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тиснёной кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком. Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины.

Национальная литература.

Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на её становление оказала также литература Египта. Первые памятники фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э. и до второй пол. 19 в., литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, алимов и поэтов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхью ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана.

Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера.

Литература:

Густерин П. В. Города Арабского Востока. — М.: Восток—Запад, 2007. — 352 с. — (Энциклопедический справочник). — 2000 экз. — ISBN 978-5-478-00729-4

Густерин П. В. Санайская группа сотрудничества: результаты и перспективы // Дипломатическая служба. 2009, № 2.

Смирнов С.Р. История Судана. М., 1968 Демократическая Республика Судан. Справочник. М., 1973

Ихаб Абдалла (Судан). Роль национального вопроса в процессе политического развития Судана.

www.krugosvet.ru

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.