Иран глазами западного мейнстрима

10 Январь 2011
1324

Будущее Ирана под прицелом!?

Иран глазами западного мейнстримаИсламская Республика Иран, государство в Западной Азии. Это страна с богатейшей историей.

Историю Ирана часто делят на два периода: домусульманский и мусульманский. Исламизация иранского общества привела к фундаментальным изменениям его культурной, социальной и политической структуры.

На протяжении трех тысяч лет вплоть до 1979 во главе Ирана находились самодержавные правители. Революция 1979 положила конец царствованию шаха Мохаммеда Реза-шах Пехлеви и трехтысячелетнему монархическому строю. В новом государстве соединились элементы республиканского правления (президент и всенародно избранный парламент) и теократические черты, вытекающие из нового толкования исламских принципов. Верховным главой Ирана является религиозный лидер, в задачу которого входит забота том, чтобы политические и правовые структуры соответствовали принципам шариата (исламского права).

Религия.

98,8% населения Ирана исповедует ислам. 91% мусульман являются шиитами, ок. 90% из них принадлежат к его шиитской ветви. Официальной религией страны является шиизм джафаритского толка, признающий 12 имамов. Остальные мусульмане – сунниты (в основном арабы и курды), шииты-зейдиты, исмалииты. Конституция признает право на свободное проведение религиозных обрядов только за иранскими зороастрийцами (господствовавшая в Иране религия до принятия ислама), иудеями и христианами. Согласно переписи 1996 78,7 тыс. являлись христианами, в основном относящимися к армяно-григорианской и ассирийской церквям, около 30 тысяч – приверженцами древнейшей религии Ирана – зороастризма. Еврейская община после исламской революции сократилась до 13 тыс. Бехаизм официально запрещен, но тайно сохраняется.

Будущее Ирана под прицелом!?

Сегодня ситуация вокруг Ирана не очень простая. Мир видит Иран искаженно, глазами западного мейнстрима. В мировых СМИ по иранской тематике господствуют черно-белые тона, штампы, обвинения, презумпция виновности. Все чаще эксперты - западные и российские - с этаким холодным профессиональным садизмом пугают читателей сценариями войны против Ирана. В общем, сплошной негатив - как только в такой стране люди живут?

Да, напряжение вокруг Ирана не спадает. Нападение на Иран не снято с повестки дня США и Израиля - концентрация вооруженных сил у иранских границ продолжается, война может вспыхнуть в любой момент. Давление ооновских и национальных евроатлантических «калечащих» санкций на экономику и повседневную жизнь Ирана становится ощутимым. Все чаще происходят теракты, кибер- и твиттер-атаки - в западных СМИ это политкорректно называется «технологиями смены режима», попросту же - подготовка к свержению властей. И бесконечные бесплодные споры с МАГАТЭ, внезапные инспекции, из года в год повторяемые обвинения в «намерении создать оружие массового уничтожения», а в последнее время - еще и «связи с террористами»… Происходящее вокруг Ирана очень напоминает ситуацию, которая складывалась накануне американского вторжения в Ирак в марте 2003 г. Конечно, многие понимают, что Иран - не Ирак, Америка 2010 г. - не Америка 2003 г., но интересы - финансовые, нефтяные, политические, военные - остаются неизменными, а соблазн обрести такой ценный приз, как Иран, велик. Те, кто смотрит на Иран как на пока еще неосвоенное пространство между подконтрольным Ираком и подконтрольным Афганистаном, полагают, что раз получилось овладеть Ираком, получится и с Ираном. Людские страдания и материальные потери их не волнуют. Сможет ли лауреат Нобелевской премии Б. Обама выстоять перед натиском мощных антииранских лобби, проявит ли себя в критический момент миротворцем? Ставки в иранском вопросе действительно велики.

Перед лицом угроз президент Ирана М. Ахмадинежад демонстрирует жесткость и уверенность, выступает с расчетливо-задиристыми заявлениями, много ездит по стране, ведет упреждающую дипломатию. Тегеран не упускает случая показать на парадах или маневрах свой военный потенциал - и каждый раз новый вид ракет. Хватает и массовых мероприятий, призванных показать решимость народа защитить страну и исламскую революцию. Иранские СМИ пишут о стабильности внутреннего рынка, успехах в экспорте продовольствия и промышленных товаров, о разработке иранскими учеными новых технологий и т. д. - стараются показать, что все идет нормально, своим чередом - «business as usual».

Ясно, однако, что жить в режиме «калечащих» санкций и постоянного ожидания войны нелегко. Несмотря на усилия властей и активистов революции, перспектива войны и естественный в таких условиях жесткий нелиберальный порядок «осажденной крепости» отрицательно сказывается на жизни страны. В такой обстановке особенно важно, как поведут себя власти и народ Ирана. Немалую роль может сыграть и позиция соседних с Ираном стран, в том числе России.

Избегая абсолютно правильных, но ставших стандартными фраз о талантливом народе и богатой истории, цивилизации и культуре Ирана, скажем прямо - эта страна заслуживает гораздо больше внимания и, главное, понимания со стороны России. Однако за исключением узкой прослойки ученых-иранистов и людей, работающих в разных сферах деловых связей с Ираном – в бизнесе, науке, культуре и др. в России, к сожалению, не слишком хорошо знают своего соседа по Каспию. А ведь его население - 70 миллионов человек - это половина российского! Сегодня наш сосед проходит через важнейшую фазу своей истории и от того, какими итогами завершатся испытания, зависят не только судьбы его самого, но и судьбы его соседей, в том числе России - и, в известной степени, миропорядок. Ведь если войны избежать не удастся, трагедия затронет не только Иран - ухудшится геополитическое положение России, мир вернется к совсем недавним «однополярным» временам, когда нападение под ложным предлогом, «смена режима» и пытки становились нормой международных отношений.

С 1978 г. Иран избрал необычный жизненный путь - он стал развивать экономику, строить государство и общественно-политическую и культурную жизни на основе норм и идеологии Ислама. У исламской власти многое получилось - каждый, кто имел возможность сравнить Иран монархический с Ираном сегодняшним, теократическим, не мог не видеть серьезных сдвигов в политике, социальной сфере, образовании, науке, медицине, правах и свободах и общем благоустройстве.

Исламское управление выстраивалось так, что деньги от иранской нефти стали доходить до людей. Это - интересные и, к сожалению, малоизвестные реалии. Они явно не нравились сторонникам жесткого секуляризма и антиисламизма. По их пониманию, в эпоху «мусульманских войн» (термин С. Хантингтона) успешный исламский режим не должен иметь права на существование. В этом - один из истоков враждебности к Ирану, которому до сих пор удавалось защищать свой цивилизационный выбор.

Многие российские и зарубежные эксперты знают в деталях проблемы и слабости исламской революции, неизбежные в любом государстве просчеты внутренней и внешней политики. Но, уважая иранский народ, видят и другое - иранцам есть чем гордиться, они в очень трудных условиях идут своим путем развития, принимают свои собственные решения и не пасуют перед тяжелейшими вызовами. У народа и страны есть бесспорное право строить свою жизнь спокойно - без войн, терактов и чужого вмешательства.

Литература:

www.iran.ru

Онлайн Энциклопедия Кругосвет

Сафар Алимов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.