Мексиканские Соединённые Штаты - государство, занимающее северную, самую широкую часть перешейка, протягивающегося к югу от границы США и соединяющего Северную Америку с Южной Америкой.
Мексика была колыбелью древних цивилизаций Нового Света. Сейчас в ней проживает пятая часть всего населения Латинской Америки.
Столица – Мехико. Население – 104,96 млн. человек (2004). Государственный язык – испанский. Господствующая религия – католицизм. Административно-территориальное деление: 31 штат и 1 столичный федеральный округ.
Мексика — один из древнейших на нашей планете очагов цивилизации, истоки которой теряются в глубине тысячелетий. В те времена, когда большинство европейцев жило в лесах, в Мексике строились величественные храмы и дворцы, развивались астрономия и медицина, создавались прекрасные произведения искусства.
Самостоятельное развитие индейских народов Мексики было прервано в начале XVI века испанским завоеванием. Как и повсюду в завоеванных землях, колонизаторы осуществили насильственную христианизацию местного населения. Хотя последний мусульманский оплот в Испании — Гранадский эмират — пал в начале 1492 года, за несколько месяцев до открытия Америки Колумбом, а инквизиция прилагала усилия к тому, чтобы стереть все следы присутствия Ислама на испанской земле, тем не менее, в языке и культуре испанских завоевателей сохранилось много элементов арабо-мусульманского происхождения. В испанский язык вошли тысячи арабских слов, в архитектуре католических соборов колониального периода можно без труда увидеть арабские элементы. Не исключено, что еще в XVI веке среди испанских переселенцев в Мексике были тайные мусульмане, спасавшиеся в Новом Свете от преследований инквизиции.
В начале XIX века в результате национально-освободительной войны Мексика добилась независимости от Испании. Страна была провозглашена светским государством, и католическая церковь утратила свою монополию в духовной жизни общества. В конце XIX — начале XX веков в Мексику прибыло много иммигрантов с Ближнего Востока, главным образом это были выходцы из Сирии и Ливана. Хотя большинство их было христианами, среди них было также значительное число мусульман. Однако иммигранты-мусульмане, оторвавшись от корней и оказавшись в немусульманском окружении, как правило, постепенно утрачивали свою исламскую идентичность.
Со времен насильственного обращения в Христианство испанскими конкистадорами подавляющее большинство мексиканцев – в 1990 почти 90% было, по крайней мере формально, римскими католиками. Тем не менее, для Мексики характерна крайне активная антиклерикальная традиция. Мексиканские революционеры вели очень длительную и часто ожесточённую борьбу с церковной иерархией, которая до 1850-х годов владела почти половиной земель Мексики, контролировала почти все школы и больницы и функционировала фактически как государство в государстве. По положениям мексиканской конституции, религиозным организациям запрещено владеть землёй или управлять школами; монашеские ордена запрещены; религиозная служба может вестись только внутри церковных зданий, принадлежащих государству; а духовенству запрещено голосовать и публично комментировать политические проблемы. Однако с 1940-х годов католические иерархи отказались от резких форм выступления против мексиканской революции, а правительство приостановило проведение в жизнь антиклерикальных законов. Более 3% мексиканцев придерживаются различных форм протестантизма, но имеются и небольшие, но процветающие мусульманские общины. Как и во всём мире наблюдается тенденция к принятию мексиканцами Ислама.
Еще в начале 90-х годов прошлого века в Мехико (крупнейшем городе мира с населением более 20 миллионов человек!) не было ни одной мечети. Ситуация начала кардинально меняться лишь несколько лет назад. В 1995 году Марк (Омар) Вестон, англичанин по происхождению, принявший Ислам в 1988 году, основал исламский культурный центр Мексики. Результатом деятельности этого Центра стало объединение существовавших ранее мелких разрозненных групп мусульман и начало активной миссионерской деятельности среди немусульман. За последние пять лет более тысячи мексиканцев приняли Ислам. В настоящее время помимо Мехико мусульманские общины существуют также в Монтеррее (штат Нуэво-Леон), Торреоне (штат Коауила), Гвадалахаре (штат Халиско), Сан-Кристобаль-де-лас-Касас (штат Чьяпас) и некоторых других городах.
Мексиканские мусульмане поддерживают тесные контакты с единоверцами из других стран Латинской Америки. В частности, они участвовали в создании Исламской организации Латинской Америки летом 1997 года в Аргентине и Ассоциации мусульманских интеллектуалов Латинской Америки в этом году в Сан-Паулу (Бразилия).
В настоящее время, по мнению некоторых экспертов в Мексике насчитывается около 40 тысяч мусульман. Конечно, для страны, население которой приближается к 100 миллионам человек, это очень мало. Однако Ислам имеет огромные перспективы для распространения в стране, особенно среди обездоленных слоёв населения.
Литература
Макаров А. Ислам в Мексике. Газета «Современная мысль»
Машбиц Я.Г. Мексика. М., 1961
История литератур Латинской Америки, т. 1., М., 1985; т. 2, М., 1988; т. 3, М., 1994
Лапишев Е.Г. Мексика на рубеже двух веков. М., 1990
Козлова Е.А. Становление мексиканской живописи 16–18 вв. М., 1996
Очерки истории латиноамериканской жизни. М., 1999