Мир под названием Пакистан

26 Август 2009 1352

Мир под названием ПакистанПакистан, официальное название Исламская Республика Пакистан — государство в Южной Азии. Пакистан возник в результате раздела территории Британской Индии.

Омывается водами Аравийского моря на юге, граничит с Ираном на юго-западе, Афганистаном на северо-западе и севере, Китаем на северо-востоке и Индией на востоке.

Пакистан - шестая самая густонаселенная страна в мире и имеет второе по величине мусульманское население в мире после Индонезии.

История Пакистана

В III—II тысячелетиях до н. э. на территории Пакистана был центр одной из древнейших цивилизаций в истории человечества — Хараппской.

С VIII века н. э. на территории страны начинается распространение Ислама. В Средние века образуются крупные мусульманские государства во главе с династиями Газневидов и Гуридов.

Распространение Ислама на территории современного Пакистана началось в 8 в., а во времена империи Великих Моголов (1526-1857 гг.) власть мусульманских правителей северной Индии распространялась на большую часть индийских княжеств. В 19 в. территория современного Пакистана была оккупирована британскими войсками и включена в колонию Британская Индия. В 1885 г. мусульмане, не допущенные индусами к формированию Национального индийского конгресса, создали свою Мусульманскую лигу Индии, которая в 1940 г. выступила с требованием создания автономного мусульманского государства.

Государство Пакистан, в которое вошли северо-восточные и северо-западные районы Индостана с преимущественно мусульманским населением, было основано в 1947 г. после получения Индией независимости, а в 1956 г., согласно новой конституции страны, Пакистан был провозглашен исламской республикой.

Между Пакистаном и Индией происходили вооруженные конфликты в 1965 г., а также в 1971 г., когда индийские войска оккупировали восточную часть Пакистана, на которой в 1974 г. было сформировано независимое государство Бангладеш. Пакистан продолжает также вести спор с Индией по вопросу о штатах Джамму и Кашмир.

Политическое устройство

Пакистан — федеративная республика, состоящая из 4 провинций (Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная и Белуджистан). Помимо провинций в состав Пакистана также входят Северные территории и Свободный Кашмир.

Глава государства — президент, избираемый федеральным парламентом сроком на 5 лет. Юридическая ветвь государственной власти представлена Верховным судом (члены которого назначаются президентом) и федеральным исламским Шариатским судом. Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства в Национальной ассамблее.

Население Пакистана

Этнический состав: пенджабцы, синдхи, пуштуны, белуджи и др. Большинство верующих 97 % — мусульмане (сунниты 77 %, шииты 20 %), христиане, индуисты. Понятие «раса» неприменимо к пакистанцам, в стране проживает множество наций и народностей, ведущих свое происхождение от многочисленных мигрантов, переселенцев, завоевателей. В разные времена эти земли населяли арийцы, персы, греки, пуштуны, монголы, таджики. В исламскую эпоху в страну стали прибывать выходцы с Ближнего Востока. Они сформировали ядро современной политической и экономической элиты страны. В 1947 г., после раздела Индии и Пакистана, миллионы мусульманских беженцев, спасаясь от погромов, хлынули из Индостана в Пакистан, в это же время начался массовый исход индусов с земель, населённых преимущественно мусульманами.

Государственные языки — урду и английский; примерно 38 % населения говорит на языке панджаби, 16 % — на пушту, 12 % — на синдхи, 7% на урду. Свыше 60 % населения грамотно, система высшего образования считается довольно качественной.

Здесь нет шатающихся от столба к столбу по ночам фигур, фривольно одетых красоток, брошенных на произвол детей, несчастных разведённых женщин и забытых стариков. Несмотря на все свои противоречия, Пакистан остаётся страной Ислама.

Как живут пакистанцы?

Лахор (что переводится как — «королева городов») — один из старейших и красивейших городов страны — это столица провинции Панджаб и второй по величине город в Пакистане с населением более 5 млн. человек. Как почти все пакистанские города, Лахор делится на «старый» и «новый». Старый город — это многочисленные базары с различными лавками, среди которых особенно выделяются прилавки с множеством самых разнообразных, первой свежести фруктов и овощей; живописные узенькие улочки со старинными мечетями; многолюдье и совершенно непривычная глазу суета. А также необычайное движение на дорогах: вместе одновременно двигаются и кони, и велосипеды, и ослики с огромными гружеными телегами, и шикарные автомобили, рикши и мотоциклисты. Правил дорожного движения для старого города не существует, но никаких аварий, тем не менее, не происходит.

Новый город очень похож на европейские города. Застеклённые витрины супермаркетов, офисные здания из стекла и пластика, мечети в стиле Hi-Teck, дороги — и те в европейском стиле, да и едут по ним только машины и мотоциклы, другому транспорту в эту часть города хода нет. Сразу бросается в глаза то, что на улице большинство — мужчины. Одеты, надо сказать, весьма своеобразно для европейского взгляда: длинные рубахи (камиз) и широкие штаны (шальвар), у многих на головах национальные шапочки (топи) или что-то, похожее на тюрбан. Некоторые (в основном среди молодежи) одеты так же, как и европейцы, хотя при местной жаре в этом одеянии гораздо жарче, чем в традиционном. Женщин относительно мало, чаще всего они идут группками в сопровождении мужчины или подростка. Более всего они концентрируются на базаре — местном варианте развлечения для женщин. Одеты только в национальное — шальвар-камизы (похожие на мужской костюм, но гораздо более ярких расцветок), поверх головы — дюпата (шарф, размерами около 1 метра на 1,5-2 м), который завязывается по вкусу владелицы. Многие поверх этого одевают чадр — что-то, отдалённо напоминающее плащ, который по своей конструкции ещё и позволяет закрывать лицо, или бурку (местное название арабской абаи) с никабом.

Во всех школах есть своя форма, здесь она очень актуальна. Если присмотреться, то можно сразу определить, где ребёнок учится. Платок или дюпата для малышей ни в какой из школ не обязателен, но если хочется, то его можно надевать. Форма для малышей различается по сезону. Летом это платье с коротким рукавом и обычные штанишки (для мальчиков — рубашка и шорты), а зимой — шальвар-камиз и свитер (брюки, рубашка и свитер). В старших классах девочки одеты согласно Шариату (шальвар-камиз и дюпата или платок — на выбор), мальчики — в брюки и рубашку.

Поражают взгляд разномастные автобусы и грузовики. Здесь считается чуть ли не неприличным, если им сохраняют обычный конвейерный вид. Владельцы расписывают свой транспорт всеми цветами радуги и типично восточными узорами. Вряд ли среди этого многоцветья удастся отыскать два одинаковых.

Городские автобусы — сооружение даже без намёка на существование дверей. Их заменяют висящие на поручнях молодые люди, которые громогласно объявляют о том, какая остановка, куда дальше направляется автобус, помогают пассажирам подняться или спуститься. Надо сказать, что эта помощь действительно необходима — на остановках автобус не останавливается, а только притормаживает. Салон автобуса разделен на две половины — впереди женская часть (примерно 1/3 салона), сзади мужская. Так что, если ехать в них семьей, то мужчины будут входить в задние двери, а женщины — в передние, а о том, на какой остановке выходить, лучше договориться заранее, потом это сделать практически нереально.

Созданное прессой мнение о том, что Пакистан — неразвитая и отсталая страна, в которой разгуливают талибы с автоматами наперевес, моментально развеивается, когда выезжаешь из Лахора по motorway — суперсовременные скоростные автомагистрали — точно такие же, как и в Европе. В России (для сравнения) пока таких дорог нет, подобная дорога только проектируется между Москвой и Питером. Ни одной ямки или неровности на пакистанских дорогах, специальные бороздки время от времени встречаются — специально проложены, чтобы водитель не засыпал за рулём. Также на них есть ограничение скорости — не менее 100 км/ч, более медленным транспортным средствам въезд запрещён.

По обе стороны от дороги возделанная и ухоженная земля. Никаких пустырей, болот…

Наверно, это и правильно — здесь практически вся земля находится в частном владении и стоит достаточно дорого. Так что никакой хозяин не позволит себе плохо обращаться с таким богатством. Всё запахано и возделано: многочисленные поля риса и пшеницы, посадки картофеля, томатов и других овощей, шикарные сады с созревающими фруктами. Всё это перемежается с искусственной оросительной системой из рек и каналов, артезианских скважин.

Периодически в окнах машины мелькают реки с нежащимися в воде стадами буйволов, маленькие деревушки с традиционной пакистанской застройкой, величественные здания заводов и фабрик, в большинстве своём вынесенные за пределы городов, мечети с высокими стройными минаретами. Мечетей, надо сказать, очень много, все они, большие и маленькие, постоянно открыты для желающих, которые всегда могут зайти туда, чтобы совершить молитву, почитать Коран или послушать лекцию учителя, или просто побыть в одиночестве, поразмышлять о смысле жизни…

Когда находишься дома или где-нибудь в городе, с разных сторон одновременно слышатся многочисленные азаны. В пятницу же можно прослушать даже хутбу, которая вещается на всю улицу по громкоговорителю из так называемых «квартальных мечетей». Стоит сказать, что очень многие лавки на время намаза не закрываются, их только несколько прикрывают в знак того, что владельца сейчас нет (он ушёл на намаз). И вот странно: никто с таких вот полуприкрытых лавочек ничего утащить не пытается. Кроме того, при всех государственных учреждениях, на территории больниц и предприятий, на каждой автозаправке имеются комнаты для омовения и мечети. Так что никаких неудобств или препятствий для своевременного совершения молитвы не существует.

В Пакистане много интересного. Есть величественные здания и палатки местных цыган; шикарные дворцы магнатов и убогие хижины бедняков; нищие, просящие милостыню у проезжающих мимо машин (а после на собственных Мерседесах разъезжающиеся домой после «рабочего дня») и реально бедные люди, не стоящие с протянутой рукой (им пищей, одеждой и обувью помогают все соседи) и так далее. Здесь можно встретить христиан, знающих Коран наизусть, и мусульман, которые в погоне за европейскими благами, забывают про Ислам. Зато здесь нет шатающихся от столба к столбу по ночам фигур, фривольно одетых красоток, брошенных на произвол детей, несчастных разведённых женщин и забытых стариков. Несмотря на все свои противоречия, Пакистан остаётся страной Ислама, страной, которая не под гнётом и давлением политиков, а единственно по побуждению души остаётся исламской, живущей по законам, приближенным к Шариату.

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.