Каннибалы, пожирающие плоть

31 Июль 2012
4674

«Говорите благое или молчите…»

Людоеды, пожирающие плотьСплетня, согласно словарю Д.Н. Ушакова, это недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышленных сведений, даже в присутствии этого человека и даже если обсуждают то,  что есть на самом деле.

Наверно, редко кто вдумывается в это определение, более того, многие и грехом-то не считают это явление. Этот грех очень сильно распространён среди людей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Знаете ли вы, что такое гыба (хула)?», они ответили: «Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) знают лучше». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Говорить о своём брате то, что ему не понравится, это есть хула», тогда сказали: «А если ему свойственно то качество, о котором говорят?» Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если будет в вашем брате то, что вы обсуждаете, это хула, а если этого в нём нет, то это клевета (бухтан)» (имам Муслим, № 2589; ат-Тирмизи, № 1934; имам Малик в книге «аль-Муватта»; имам Ахмад, 230 с/2; ад-Дарими, 299 с/2).

В этом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) чётко, объяснил, что даже если в человеке есть то, о чём говорят и что обсуждают, всё равно это тяжкий грех, если тому человеку не нравится это обсуждение. Очень часто бывает, что люди обсуждают другого, оправдывая это тем, что в нём есть это качество или недостаток, и что они ничего плохого не делают.

Даже, если сказать: «Поистине, у кого-то одежда слишком короткая или слишком длинная», то это тоже хула. Если ты обсуждаешь одежду человека, то это тяжкий грех, а теперь представь, насколько тяжек грех, если обсуждать не одежду, а самого человека?!

Во времена Пророка (мир ему и благословение) одна женщина низкого роста пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) с вопросами, а когда она вышла от Пророка (мир ему и благословение), Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Такая низкая женщина!». Мухаммад (мир ему и благословение) сказал на это: «Ты совершила хулу», тогда Айша ответила: «Ведь я не сказала того, чего нет в ней». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты упомянула худшее качество в ней (то есть ты принизила её)» (имам Ахмад; ибн Аби Дунья).

Очень часто люди обсуждают других, более того – целые коллективы собираются только лишь с этой целью. Представьте хоть на секунду, какой грех совершают те, которые свободно и беззаботно обсуждают за спиной людей, даже не думая, что это грех. Сеют тем самым вражду, провоцируют ненависть друг к другу. Подобное собрание – это собрание зла и вражды.

Были случаи, когда человек, желая зло пошутить, сказал что-то про кого-то, ссылаясь на свои предположения, и люди годами уже ненавидят друг друга. Слово ранит глубже и сильнее, люди после драки пожимают друг другу руки, а после сплетен и оскорблений не общаются, годами не поддерживают родственных отношений, держа зло в сердцах.

Рассказывали, что сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «…я не переживаю за половые органы настолько, насколько боюсь за то, что между двумя костями (указал на челюсть)». Стоит задуматься над этими словами.

Говорят, что каждый день, когда человек спит, органы обращаются к языку со словами: «Хоть сегодня молчи! Из-за тебя достаётся нам!», то есть все проблемы начинаются именно от языка, от сказанного, а вред наносится органам. К примеру, если человек оскорбил кого-то, и дошло дело до драки, то бьют же не язык, а живот, лицо и т. д. Получается, что другие органы страдают от языка.

Давайте подумаем, и мы действительно найдём, что язык – причина всех бед и обид.

Конечно, Аллах в день суда предаст сплетников, интриганов к соответствующему наказанию, если человек не оставит этот грех.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда меня вознесли в ночь «Мирадж», я проходил мимо народа, которые резали свои бока, делили на кусочки и им повелевали: «Кушайте, подобно тому, как вы кушали мясо ваших братьев!» Тогда Пророк (мир ему и благословение) спросил Джабраиля (мир ему): «Кто они?», тот ответил: «Это люди из твоей (Мухаммад) общины, совершавшие хулу (сплетню)» (Абу Давуд, № 4878; аль-Байхаки, № 2716 в книге «аш-Шиаб»).

Если человек не хочет такой участи, то пусть оставит этот грех. Некоторые скажут: «А про что нам говорить?»

Есть ответ: «Говорите об Аллахе и о Посланнике Его» или «Обсуждайте то, что принесёт вам пользу в этом мире, не обсуждая кого-то лично». Конечно, человеку это не интересно, ведь сатана, а он всегда рядом, наущает его обсуждать именно кого-нибудь.

Пророк (мир ему и благословение) сказал, что у людей, которые сплетничают, бывает специфический запах изо рта и уже становится ясно, что он обсуждал кого-то: «Поистине, лицемеры обсуждали верующих, и из-за этого с их ртов чувствовался неприятный запах» (имам аль-Бухари в книге «аль-Адаб аль-Муфрад»; имам Ахмад, 351/3; передатчики этого хадиса надёжные).

Но почему мы не чувствуем этого запаха? Потому что мы уже привыкли к нему: если человек входит в мясную лавку, то первое время дыхание сводит и ему тяжело бывает дышать от запаха мяса, но, побыв некоторое время там, он привыкает к запаху и уже не чувствует его.

Пост, благие деяния и сплетня

Сплетня сжигает вознаграждение за пост подобно тому, как огонь сжигает дрова, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Четыре вещи нарушают пост, омовение и разрушают деяния: сплетня, ложь, доносительство, взгляд на девушку, которая не дозволена ему по Исламу…» (ад-Дайлями в книге «аль-Фирдавус», № 2979; имам ас-Суюты). Под словом «нарушает» понимается «портит воздаяние».

Насколько же тяжек грех, который нарушает вознаграждение за пост, дающийся человеку с таким трудом, когда он превозмогает голод и сильную жажду. Если человек постится или совершает другие благие деяния, то пусть оставит выше перечисленные грехи.

Сплетник кушает мясо брата по вере

Во времена Пророка (мир ему и благословение) две женщины во время поста отправили человека с просьбой разрешить отпустить пост, потому как не было у них сил держать его в этот день. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправил к ним два стакана и повелел им вызвать рвоту. Сподвижник удивился, чем может стошнить женщин, которые не кушали, однако одну вырвало куском мяса, а другую – кровью. Когда Мухаммада (мир ему и благословение) спросили: «Почему так случилось?», он ответил: «Эти женщины сплетничали и тем самым кушали мясо людей».

Да, человек кушает мясо людей, которых он обсуждает. Самым тяжким является обсуждение учёных-богословов. Как говорят учёные, их мясо – это яд, и кто его кушает, непременно отравится.

При коммунизме один лицемер постоянно доносил на учёного, создавая ему проблемы. В итоге учёного-богослова отправили в ссылку из-за доносительства этого лицемера. Через некоторое время доносчик заболел неизлечимой болезнью, сколько бы он ни старался, ходил к докторам – всё тщетно.

Тогда тот вспомнил, что сплетничал и доносил на учёного, которого в последствии отправили в ссылку, он поехал к нему и обратился со словами: «Я заболел сильно и понял, что эта болезнь из-за того, что я сплетничал и доносил на тебя. Прости меня!». Учёный-богослов сказал: «Я прощу тебя при одном условии», тот воскликнул: «Какое условие?! Я выполню его!». Учёный ответил: «Иди домой возьми подушку и везде разбросай перья», лицемер так и сделал и пришёл к учёному. Но богослов сказал: «А теперь иди и собери каждое пёрышко!»

Коммунист ответил: «Как? Перья же разлетелись в разные стороны». Тогда учёный сказал: «Вот так же иди и очисти с сердца каждого человека то, что ты говорил про меня за спиной».

Человек может много чего сказать, ведь «язык без костей», но нужно понимать, какие будут последствия, что будет с тем, про кого вы говорите, какое отношение будет к этому человеку у окружающих, если вы будете обсуждать его недостатки.

Дозволенная сплетня?!

Конечно, есть исключения, и бывают ситуации, когда допускается обсуждение при определённых условиях.

Можно и даже нужно говорить: 1) о правителе-тиране; 2) о грешнике, который, явно совершает грех; 3) о новаторе в религии (нововеденец, бидатчик). Обсуждать за спиной этих людей можно при условии, чтобы не обсуждали самих людей, а  говорили бы об их тирании, грехе, новшествах, чтобы уберечь и предупредить других.

Можно также назвать какой-то признак или прозвище человека, если его не узнают по имени. К примеру, вы кого-то ищите и когда называете его имя, то люди не узнают этого человека – в этом случае можно описать того, кого вы ищите, чтобы поняли, о ком вы спрашиваете.

Не является сплетней, когда говорят о том, кого не знают собеседники, к примеру, один из собеседников сказал: «В одном коллективе, народе принято так-то или так-то…» или «Один человек такой-то …», то есть приводится пример того человека, которого не знает другой собеседник, даже если названо имя человека.

Указывание пальцем или намёк

Если люди обсуждают кого-то, не называя имени, но указывая пальцем или же намекая на того, о ком говорят, то это тоже сплетня. То есть достаточно того, что обсуждающие оба знают, о ком говорят, даже если не называли имени.

Тот, кто дозволяет сплетню, кроме мест исключений

Нужно быть очень осторожными, если человек, зная о запрете Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение) сплетни, скажет: «Я ничего греховного не вижу в сплетне», «Я считаю, что сплетня не запрещена» или «Я дозволяю сплетню». Этот человек тут же выходит из религии, становится вероотступником, потому что дозволил запретное.

Если же человек говорил или считал так по незнанию о запрете или же знал, что запрещено, но не знал доводы из Корана, сунны и иджмаа (единогласие учёных), то не выходит из религии, но в своих убеждения нужно покаяться.

Как же искупить этот грех?

Есть две ситуации: 1) Если дошло до того, которого вы обсуждали, что вы говорили о нём. 2) Если до того, которого вы обсуждали, не дошло, что вы говорили о нём.

В первом случае человек обязан покаяться в грехе и попросить прощения у Аллаха за нарушение запрета Аллаха, а также попросить прощения у того, про которого вы говорили.

Во второй ситуации человек, который, занимался сплетней, просто обязан искренне покаяться Аллаху, потому как совершил запретное. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Покаявшийся – это любимец Аллаха», а в другом хадисе сказано: «Дети Адама (люди) не безгрешны, и самый лучший среди них тот, кто покаялся».

Да поможет нам Аллах!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.