Уважаемые братья и сестры! Предлагаем вашему вниманию интервью с помощником Муфтия РД Мухаммадом-хаджи Магомедовым о проделанной нашими учеными-богословами за последние годы важной работе по составлению расписания пятикратной молитвы и его последующему утверждению.
– Насколько нам известно, вы по поручению Муфтия РД Ахмад-хаджи Абдулаева занимались уточнением времени намазов для Дагестана. Не могли бы вы вкратце рассказать о том, как происходило определение времени намаза и с чем связано такое поручение?
– Да, действительно, в 2012 году Муфтий Республики на совете алимов Дагестана официально поручил мне, а также группе других ученых, которых я курировал, проверить, насколько рузнама, действующее в Махачкале и в других городах и районах республики, соответствует реальному времени наступлению намаза и насколько они расходятся. Такое поручение было связано с тем, что даже у нас в г. Махачкале было разночтение азанов до 30 минут. Также в г. Хасавюрте азан звучал намного позже, чем в мечетях, которые находились в селах вблизи города. Эта проблема разночтения азанов в одном городе или в одном населенном пункте у нас существовала уже около 20 лет. После того, как в 90-х годах люди начали строить мечети, им дали возможность соблюдать все нормы Ислама, призывать на молитву открыто, у нас в мечетях получились разночтения азанов. Причины тому разные: рузнама, которые действуют в одном районе, люди по незнанию приносили в другой район, город или село и начинали призывать на молитву в этом месте согласно времени, указанному в том рузнама. Например, рузнама Махачкалы увозилось в Южный Дагестан или в горные районы, или из горных районов привозились в другие округа республики. Таким образом, везде получилось разночтение азанов. Муфтий неоднократно поручал исправить ситуацию, но работа не всегда завершалась успехом, и в итоге он поручил нам довести эту работу до конца.
Муфтий поручил нам, чтобы мы не опирались ни на какие действующие рузнама и ни на какие электронные расчеты, которые предоставляют разные программы на телефонах или часы «Фаджр». Он велел делать это чисто как говорится «дедовским методом», каким наши праведные предки и другие ученые определяли время намаза – согласно тому, как это описывается в книгах шариатского права. Метод заключается в визуальном наблюдении за движением тени солнца а так же за его восходом и заходом.
– Как начиналась работа по определению времени намаза?
– Началась работа с того, что мы сначала взялись за подробное изучение книг, в которых четко описывается, каким образом определяется время намаза согласно движению солнца, захода солнца, появлению рассвета, исчезновению красного горизонта и так далее. Мы опирались на труды известных ученых-богословов: «Тухфатуль-Мухтадж» ибн Хаджара Аль-Хайтами, «Канзуль-Рагибин» Джалалуддина Аль-Махалли, а также на другие книги по тематике, связанной с определением времени намаза как в мазхабе имама аш-Шафии, так и в других мазхабах. После изучения всех этих материалов была создана инициативная группа под моим кураторством, в которой состоял Мухаммад-хаджи Мангуев, Абдулла Абдулаев, а также другие имамы, представлявшие Кизлярскую и Тарумовскую зоны, Казбековский, Тляратин-ский, Шамильский, Цунтинский и Гумбетовский районы, Южный Дагестан. В этих всех районах параллельно велись наблюдения.
– Был ли определенный план действий?
– Да. Мы начали определение времени обеденной молитвы, так как без этого невозможно определить время послеобеденного намаза. Определение времени послеобеденной молитвы зависит от самой короткой тени, которая бывает во время зенита. Следующий этап – вечерний и ночной азаны, а следующий – утренний азан. Вот в таком порядке велась работа. Далее мы создали рабочую группу в мессенджере «Whats App», куда мы высылали все данные по определению времени намаза, которые фиксировали в своих журналах, и оттуда уже я заносил данные в свой компьютер. Также была создана группа для рассылок, и в зависимости от времени (месяца или недели), я отправлял в группу наблюдателей сообщение, что в определенное время надо пронаблюдать заход солнца или в определенном месте нужно посмотреть, во сколько будет восход или когда наступает ночная молитва. Так координировали работу, и информация стекалась в одно русло. Самым сложным для определения был утренний азан. Определение времени рассвета зависело от многих факторов, таких, как: место наблюдения, время года, погодные условия. Иногда тучи закрывали горизонт, а иногда происходило замутнение атмосферы от исходящих паров с земли или с моря. Все эти факторы не всегда давали нам точно определить время утреннего рассвета. Наблюдение за временем утреннего намаза вели в более, чем тридцати районах республики, было задействовано около пятидесяти имамов и алимов, знающих, как нужно наблюдать за рассветом. Таким образом, мы собирали данные о времени утреннего намаза в течение дву лет.
– Сколько времени понадобилось, чтобы довести эту работу до завершения и определить точное время намазов?
– Действительно, работа была кропотливая, и не каждый день был удачным для наблюдения. Вроде только что определяли время обеденной молитвы, солнце было видно, и тень можно было четко определить, но уже к послеобеденному времени солнце скрывалось за тучами – и послеобеденное время мы определить уже не могли, получается, день пропал. Иногда бывало так, что именно в тот момент, когда нужно определить время, солнце скрывалось за тучами и выходило только спустя 30-40 минут, а именно то время, которое необходимо было для фиксации движения тени, мы теряли. Работа велась с декабря 2012 года и завершилась она 24 июня 2015 года.
– Недавно, как нам известно, в сети появилось заявление некоего Мухаммаднаби о том, что якобы у нас неверное время намазов. Как бы вы прокомментировали это?
– Я могу сказать следующее: такие заявления должны быть обоснованы. Необходимо сесть с алимами и обсудить этот вопрос, перепроверить, удостовериться, и только когда все алимы придут к одному решению, можно делать какие-то заявления. Я скажу, что заявление было сделано поспешно, и оно не имеет под собой основы. После этого заявления мы решили перепроверить время наступления утреннего рассвета, связались с нашими братьями в Саудовской Аравии, в ОАЭ, в частности, с Мухаммадом Шавкат аль-Уда, он нам выслал ролик с целой лекцией по определению утреннего намаза на арабском языке. И после этого инициативная группа, которая состояла из алимов и имамов, специально выехала, чтобы наглядно перепроверить время, которое нами было записано в рузнама. В селение Артлух Казбековского района выехал сам председатель совета имамов г. Хасавюрт Умарасхаб Умалаев вместе с имамом Джума-мечети г. Хасавюрт Яхья-хаджи и ректором исламского университета Ахмад-хаджи Исаевым Годоберинским, где они 20 и 22 июня вели наблюдение и засвидетельствовали, что рузнама является правильным. 21 и 24 июня мы вместе с первым заместителем Муфтия РД Ахмадом-хаджи Кахаевым и с Ахмадом-хаджи Исаевым (также присутствовали и другие люди) выехали в район аэропорта, там провели наблюдение и еще раз убедились, что время рузнама является действительным. А заявление о том, что якобы подлинный рассвет наступает через полчаса после заявленного в рузнама времени, не имеет под собой основы, так как в это время явно начинает светать, и уже видна желтизна на горизонте. Поэтому было бы правильным, если бы сомневающиеся подошли к нам, и мы вместе сели и обсудили этот вопрос.
– Была ли организована какая-то комиссия работы и есть ли утверждение данного рузнама?
– Да, работа велась очень организованно, и на последнем совете алимов было утверждено рузнама, которое было рекомендовано каноническим отделом Муфтията РД. Это рузнама на сегодняшний день перепроверено другими известными алимами в Республике, и они подтвердили, что оно является наиболее точным для каждого района нашей Республики. Поэтому большая просьба ко всем мусульманам соблюдать время, указанное в действующем рузнама, а также просьба всем имамам, которые не перешли на это рузнама – перейти и соблюдать намаз и пост по утверждённому рузнама.
– Что бы пожелали в завершение нашим посетителям, может, скажете им слова напутствия?
– На сегодняшний день весь исламский мир, арабские страны – Саудовская Аравия (в том числе, Мекка и Медина), Иордания, Ирак, Египет –в наступлении рассвета исходят из расчета, когда солнце достигает 18 градусов ниже горизонта. В этот момент появляются первые лучи рассвета. Тот азан, который мы слышим сегодня у нас в Махачкале или в Хасавюрте, в Мекке, в Медине, соответствует именно тем расчетам, которое рекомендовано в новых рузнамах согласно которым звучит азан у нас в республике. Для примера скажем Если бы те рузнама, которые сегодня зарекомендовал канонический отдел Муфтията РД, перевели бы в координаты Мекки или Медины, то азан звучал бы на 3 минуты позже, чем он звучит сегодня в Мекке и в Медине.
Спасибо большое, Мухаммад-хаджи, за то, что уделили нам время. Думаем, это очень полезная информация для посетителей нашего сайта.
Беседовал: Мухаммад Мухаммадалиев