Дисциплина – стержень мусульманина

3 Октябрь 2016
7386

Иногда мне кажется, что у немецкого народа есть поговорки на все случаи жизни и связано это, как ни странно, не столько с богатым фольклором, сколько с не менее богатой, полной взлетов и падений историей страны. Так вот, одна из их поговорок (актуальная, кстати, и на сегодняшний день) гласит: «Дисциплина бьет класс».

Под этой незамысловатой, на первый взгляд, цитатой подразумевается следующее: дисциплинированный человек достигает своей цели даже раньше, чем талантливый, по той простой причине, что постоянство дает гораздо больше, чем одаренность. В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ее Аллах), говорится:

أحب الأعمال إلى الله أدومها وإن قل

«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного» (Аль-Бухари и Муслим).

Комментируя данный хадис, Имам Ан-Навави отмечает: «Этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное. Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».

Нет сомнения в том, что для мусульманина, постоянствующего в поклонении, особенно чревато отсутствие такой черты характера, как дисциплинированность.

Чтобы не ходить далеко за примерами, рассмотрим наш основной ибадат – пятикратный намаз. Как мы знаем из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), своевременное выполнение намаза – это самое лучшее деяние муъмина и одновременно одно из наиболее действенных оружий из арсенала верующего человека в борьбе против наущений сатаны. Выполнение намаза в свой срок – фундамент нашего поклонения.

И это именно та плоскость, в которой постоянство проявляется наиболее отчетливо. Как ни крути, но следует признать, что проклятый иблис порой очень разнообразен в своих ухищрениях, а наш нафс по своей природе очень ленив. И когда эти два обстоятельства сходятся воедино, то результат на выходе просто разрушителен. Именно поэтому даже самое элементарное и несложное из нашего ибадата мы иногда откладываем в долгий ящик, теряя при этом львиную долю своего вознаграждения.

Очень часто быть дисциплинированным нам мешают неправильно расставленные приоритеты, вследствие чего важные и богоугодные дела оттесняются менее значимыми. Далее я хотел бы привести основные, на мой взгляд, подводные камни, мешающие нам быть эталоном пунктуальности и образцом для подражания.

1. Уверенность в запасе времени

Это, наверное, главная точка отсчета – мысль о том, что в запасе у нас еще уйма времени, и что в любой момент можно все наверстать. Понятное дело, что столь радужные мысли нам внушаются сатаной.

Иблис прекрасно понимает, насколько легко убедить человека отложить «совсем ненадолго» какое-либо важное деяние, будь то суннат-намаз или изучение ильму, с тем, чтобы впоследствии заставить о нем забыть. Тут всплывает еще один немаловажный нюанс – чем более значимым является то, что нам необходимо совершить, тем более тяжким оно начинает казаться.

Простой пример: нам предстоит прочесть интересную и полезную статью о религии (хадисы, дуа), но в какой-то момент нас начинают одолевать мысли, что сделать это «за раз» тяжеловато, а вот если отложить это дело на минут десять-пятнадцать, немного расслабиться, сидя на диване с телефоном в руках, то можно здорово отдохнуть, а потом быстренько вернуться в колею и легко все закончить… Знакомая ситуация? Вопрос был риторический.

Откладывание на потом – это разновидность психического недуга, который со временем может трансформироваться в свойство характера. Приучите себя к немедленному выполнению важных дел и не давайте нафсу время на раздумья.

Хасан аль-Басри сказал: «Остерегайся откладывать (дела на потом), ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня».

2. Отсутствие целей

Не иметь конкретных целей, надеясь при этом на что-то хорошее – примерно то же самое, что искать в незнакомом городе определённый адрес, потеряв карту местности.

Отсутствия четкого плана вполне достаточно для разнузданности жизненного уклада. Мусульманин должен ясно представлять себе, что конкретно он хочет получить от жизни, и планомерно двигаться в этом направлении. Цель – это не планы, как провести выходные, это цепочка событий, ведущих к чему-то более масштабному и значимому, нежели получение сиюминутных удовольствий.

Определитесь, чего бы вы хотели достичь. Рассчитайте примерный срок, разбив этот процесс на серию мелких шагов и дерзайте. Следует заметить, что наши цели должны быть реалистичными и поэтапно выстроенными. Если вы говорите себе что-то наподобие: «С завтрашнего дня становлюсь другим человеком, встану на тахаджуд-намаз, прочту в первом ракаате суру «Ясин», а во втором – «Аль-Мульк»; или: «буду поститься три месяца подряд и выброшу в окно ноутбук...», то, скорее всего, это будет слишком тяжелой ношей для нашего нафса, и шокированный столь глобальными переменами, он впадет в уныние и вынудит вернуться в родное компьютерное кресло с пачкой чипсов в руках.

Не торопите события и не бегите впереди паровоза, только так вы достигнете желаемого и разовьёте в себе склонность к последовательности, которую смело можно назвать одним из главных элементов дисциплинированности.

3. Желание браться за несколько дел сразу

Есть такое отношение к жизни, характеризующееся словами «юношеский максимализм». Это когда человек действует по принципу «всё или нечего». Конечно, это больше свойственно юношам, чья нервная система в этом возрастном периоде еще достаточно лабильна (то есть подвержена изменениям и внушениям), тем не менее, отзвуки этой черты могут преследовать человека и в зрелом возрасте, проявляясь в двух крайностях человеческой натуры: навязчивом желании успевать всё и сразу или в апатичном бездействии.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَنْ يُنَجِّيَ أَحَدًا مِنْكُمْ عَمَلُهُ قَالُوا وَلَا أَنْتَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ وَلَا أَنَا إِلَّا أَنْ يَتَغَمَّدَنِي اللَّهُ بِرَحْمَةٍ سَدِّدُوا وَقَارِبُوا وَاغْدُوا وَرُوحُوا وَشَيْءٌ مِنْ الدُّلْجَةِ وَالْقَصْدَ الْقَصْدَ تَبْلُغُوا

«Никого не спасут его деяния». Люди спросили: «И даже тебя, о посланник Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «И даже меня, если только Всевышний Аллах не окажет мне Свою милость, а поэтому придерживайтесь же правильного пути, и приближайтесь, и занимайтесь поклонениями утром, вечером и (некоторое время) ночью — так мало-помалу вы достигнете цели».

Вывод: Не брать на себя слишком тяжелую ношу. Не старайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности и старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.

Дисциплинаэто, прежде всего, ответственность перед самим собой, когда ваше сознание наполнено пониманием важности тех деяний, совершать которые необходимо вне зависимости от настроения, погоды за окном и прочих внешних факторов. Писать об этом, конечно, легче, чем выполнять, потому что покорение нафса – это война, для победы в которой порой не хватает и целой жизни.

Пусть Аллах поможет всем и каждому привести свою жизнь в порядок, не растрачивая ее на пустое и запретное.

Камал Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.