Как, с точки зрения Ислама, сказать человеку о его недостатках

24 Октябрь 2016
10698

Каждый человек, живущий на этой земле, склонен к совершению тех или иных ошибок и имеет разные недостатки. У некоторых людей этих недостатков так мало, что их можно считать святыми, а у некоторых, наоборот, таких недостатков предостаточно, так что даже называть их просто грешниками будет не вполне правильным. Во всяком случае, мы являемся рабами Всевышнего Аллаха и вынуждены жить вместе с теми и другими представителями общества.

В жизни каждого человека случаются события, когда он становится невольным очевидцем недостатков своих братьев-мусульман. Так как обязанностью каждого мусульманина является исправить ошибки и указать на недостатки своего брата по вере, мы должны максимально тактично и искренне помочь ему избавиться от них. Мало кому может понравится критика, какой бы актуальной она ни была.

Даже наши праведные предшественники иногда критиковали друг друга и указывали на недостатки своих братьев, говорили о них, старались помочь избавиться от них, но всегда это делали с мудростью, в рамках установленных правил, не допуская малейшего нарушения законов шариата и этики мусульманина. Всегда говоря человеку в лицо о его недостатках, они тем самым предотвращали разговоры за его спиной.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ

«Призывай к пути Господа своего с мудростью и хорошим наставлением». (сура «Ан-Нахль», 125)

Всевышний Аллах повелевает даже Своему Посланнику (ﷺ) призывать народ к Аллаху с мудростью и хорошим наставлением, то есть увещевая и рассказывая истории и напоминания им, чтобы они остерегались. Такого же метода следует придерживаться и нам, последователям Посланника (ﷺ). Как мы видим, здесь очень важно то, каким способом это делается.

Указывая человеку на его ошибки и говоря о его недостатках, необходимо делать это исключительно ради довольства Всевышнего Аллаха, не имея к этому человеку никакой обиды, личной неприязни, не унижая его честь и достоинство. Следует избегать любых выражений, которые могли бы оскорбить или обидеть человека, тем самым проявляя братские чувства и пресекая любые возможности для злословия.

Самое важное значение имеет следующее обстоятельство: ни в коем случае нельзя говорить с человеком о его недостатках перед людьми, то есть это должно быть наедине в таком месте, где вас никто не видит. Потому что тот, кто делает насыха (доброе наставление) своему брату публично, тот чернит его, а для мусульман приложение усилий в том, что украшает брата, достойней, чем иметь цель опорочить его. А наши праведные предшественники (саляфы) были таковы, что если хотели делать наставление кому-либо, или сказать о его недостатках, то говорили ему это скрыто.

Следовательно, если кто-либо говорит своему брату о его недостатках наедине, то это насыха, а если это делается перед людьми, то это лишь порочение, как говорил Имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах):

قال الإمامُ الشافعيُّ رضي الله عنه: مَن وَعَظ أخاه سِرًّا، فقد نَصَحَهُ وزانَهُ، ومن وَعَظَهُ علانيةً، فقد فَضَحَهُ وشانَهُ

«Тот, кто тайно вразумляет своего брата – сделал ему доброе искреннее наставление и украсил его. Кто же делает это прилюдно – опорочил и безобразил его».

Как бы там ни было и какие-бы недостатки мы ни наблюдали у своих братьев, нам первым делом следует обращать особое внимание на свои недостатки и стараться исправить и устранить их. Человек, который увлекся поиском и исправлением чужих недостатков, отвлекается от своих, а человек, не видящий собственных недостатков, может потерять абсолютно все как в этой жизни, так и в жизни будущей.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

информацией с друзьями!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.