Просветительская функция Ислама как особенность религии Аллаха

22 Ноябрь 2016
1693

Истиной является утверждение о том, что все люди разные, ибо выполняют предназначение Аллаха каждый по-своему. Однако при этом все едины в том, что сотворены Всевышним Аллахом. Отсюда не следует удивляться тому, что людям свойственно ошибаться и заблуждаться, выполняя свое предопределение.

Например, неадекватное отношение к Исламу, лишенное всякой логики. Иногда дело может дойти до абсурда. Речь идет о высказывании во время передачи «Время покажет» от 7 ноября этого года. На вопрос о том, что будет в Германии, если страна станет исламской, присутствующий доктор наук сказал: «Там ничего не будет, так как Ислам ничего не создает». Услышав такой ответ, автор статьи был поражен представлением ученого мужа о великой религии Всевышнего Аллаха. Если доктор наук, имеющий высшее образование, имеет такие абсолютно безосновательные мысли об Исламе, чего ожидать от миллионов простых людей?

К великому сожалению, они не получили знания об истинной сущности религии Аллаха, которая выражается в просветительской сущности мусульманства. Истинная и непреходящая природа Ислама конкретно проявляется в первых же аятах суры «Аль-‘Аляк»:

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ (1) خَلَقَ الْإِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ (2) اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ (3) الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ (4) عَلَّمَ الْإِنْسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ (5)

1. Читай, о Мухаммад (что ниспосылается тебе), начиная именем Господа твоего, Который сотворил (все сущее),

2. который сотворил человека из сгустка крови.

3. Читай, о Мухаммад (что ниспосылается тебе), а Господь твой – щедрейший, с которым не сравнится никто иной,

4. который научил людей письму пером,

5. научил людей тому, чего они не знали (и вывел его из тьмы невежества к свету знания). (сура Аль-‘аляк, 1-5)

Эту информацию необходимо признать уникальной во всей истории развития духовной культуры и науки, особенно если учесть отношение католичества к естественным наукам. Сотни ученых средневековья были сожжены из-за своих «еретических», то есть не соответствующих канонам Ватикана мнений. Это в то время, когда Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил о необходимости получить знания, даже отправляясь в Китай (подразумевается не именно Китай, а любой далёкий край).

Величие исламской культуры и науки в том, что некоторые религиозные сказания вполне соответствуют классической философии народов мира. Всевышний посредством Своего Посланника Мухаммада (ﷺ) утверждал среди мусульман принцип образованности как основы всеобщего развития личности и уммы. Такая точка зрения полностью соответствует заповеди Сократа, согласно которой «Знание есть добродетель!». Этот великий философ был учителем Платона и Аристотеля, хорошо знакомых средневековым арабам под именами «Афлатун» и «Аристун». Именно благодаря творческому освоению наследия древнегреческой философии арабы-мусульмане создали свою науку – «фальсафа».

Невежество доктора наук относительно Ислама можно объяснить политикой воинствующего атеизма советского периода истории России. К сожалению, и сейчас миллионы людей не имеют истинного знания о рождении и развитии арабо-исламской научной мысли в 7-14 века. Далее предлагаем отрывок нашей работы «НАУЧНАЯ СФЕРА ИСЛАМА: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ», изданной в 2014 году в Уфе:

«Цифру «0» впервые использовал Хорезми (780–850), чем положил основу алгебры. Первую книгу по алгебре написал именно он под названием «Аль-Джабр ва-ль-мукабала». На западе название этой книги писали в сокращенном виде как «Аль-Джабра». Это название затем трансформировалось в «Ал-гебра» и закрепилось повсеместно.

Одним из основателей математики является мусульманин Баттани (858–929). Согласно исследованиям Жака Рислера, именно Баттани является основоположником тригонометрии.

Синус – тоже находка исламских ученых. У них этот термин назывался «джайб». Европейцы перевели его как «синус».

Тригонометрические термины «тангенс», «котангенс», «косинус» достались нам в наследство от исламского математика Абуль Вафа (940–998).

Серьезные труды по тригонометрии оставил нам Насреддин Туси (1201–1274).

А тригонометрические формулы принадлежали другому исламскому математику Ибн Юнусу.

Формула «Бином Ньютона» принадлежит не Ньютону, а всемирно известному поэту Омару Хайяму (1048–1123).

«Дифференциал» был тоже найден не Ньютоном, а еще раньше исламским математиком Сабитом бин Курра (ум. в 901). Некоторые считают, что Декарт (1596–1650) впервые применил совмещение геометрии с арифметикой, но на самом деле это сделал тот же Сабит бин Курра.

Картина мира у мусульманина во многом иная, хотя никак нельзя отрицать наличие принципиально схожих положений между христианством и исламом. По отношению к астрономической науке особенность мировоззрения мусульман выражается в тех аятах и сурах Священного Писания, в которых излагается информация о небесных светилах. Например, сами их названия говорят о явлениях космоса и природы, которые излагаются в Коране: «Звезды», «Месяц», «Солнце», «Землетрясение» «Железо», «Пещера» «Скручивание» и другие. В них прямо или косвенно анализируются упомянутые в названии физические явления.

Таким образом, Главная Книга мусульман своим содержанием как бы подталкивает их обратить внимание на явления Вселенной и Земли. Отсюда вполне закономерно, что «в области астрономии арабы сделали для европейской науки не меньше, чем в области математики и медицины. Прежде всего, они завезли в христианскую Европу основные греческие астрономические трактаты. «Альмагест» Птолемея переводился с арабского Эудженио из Палермо в 1154 г., Герардом Кремонским в 1175 г. и с греческого на Сицилии в 1160 г.

Известно, что первым арабским астрономическим научным трудом является «Зидж» Аль-Хорезми. Данный трактат в той форме, в какой он дошел до нас, был переработан испано-арабским астрономом XI в. Аль-Маджрити. Трактат состоит из 37 глав и 116 таблиц, из которых первые пять посвящены календарю. Дошедшие до нас астрономические таблицы Аль-Хорезми отличались высокой точностью.

Закономерным является процесс перехода от переводов научных трудов античных авторов к созданию мусульманами собственного видения природы Земли и космоса. «Освоение собственно греческого наследия начал Аль-Фергани (IX в.). Он написал работу о началах астрономии, состоящую из краткого комментария к Птолемею. Первыми астрономическими таблицами, составленными на основе системы Птолемея, были таблицы Аль-Баттани (858-928), им же был написан комментарий к Альмагесту. В Х в., с учетом и выдержками из птолемеевских таблиц Аль-Баттани, таблицы Аль-Хорезми пересчитал Маслама ибн Ахмад для меридиана Кордовы. В XI в. в Испании появились «Толедские таблицы» Ибн Аз-Заркали (1029–1087), получившие наиболее широкое распространение в средневековой Европе.

Список уникальных открытий мусульманских ученых в сфере философии, математики, астрономии, геометрии, физике и механике можно было продолжить. Только разрушительная агрессия монгольских орд прервала развитие науки Ислама. Однако, несмотря на это, наука мусульман имеет фундаментальное историческое значение, ибо именно мусульмане передали Европе творчески переделанные знания древних греков. По сути, западноевропейская культура всем обязана мусульманам. А вот доктор наук этого не знает…

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

информацией с друзьями!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.