Принимается ли дуа тех, кто питается харамом?

27 Июнь 2017

Всевышний Аллах дал обещание ответить всем своим рабам, обратившимся к Нему с мольбами, если при этом они не притеснили никого, не преступили Его запреты и не нарушили границы дозволенного. Об это Всевышний Аллах в Коране сказал:

(وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ) (البقرة: 186)

(смысл): «А когда спрашивают тебя (о, Пророк) рабы Мои обо Мне, то пусть знают, что поистине Я – близок, слышу их мольбы, вижу их покорность и знаю их положение. Я отвечаю на дуа обращающегося с мольбой, когда он обращается с мольбой ко Мне искренне и с верой в сердце». (Сура Аль-Бакара: 186)

Поэтому каждому из нас следует ожидать ответа на свои мольбы, поскольку такое ожидание является одним из величайших и важнейших видов поклонения, и чем труднее будет ожидание ответа, тем больше раб Аллаха будет доверять своему Господу и тем ближе он будет к Нему.

Обращение с мольбой к Аллаху принесёт мусульманину пользу независимо от того, будет ему дан ответ или нет, ибо если Всевышний Аллах в силу известных Ему причин не ответит взывающему с мольбой при жизни человека, взамен этого Он дарует ему награду в мире вечном.

От Абу Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (ﷺ) сказал:

 ما مِنْ مُسْلِمٍ يَدْعُو بِدَعْوَةٍ لَيْسَ فِيهَا إِثْمٌ وَلاَ قَطِيعَةُ رَحِمٍ إِلاَّ أَعْطَاهُ اللَّهُ بِهَا إِحْدَى ثَلاَثٍ إِمَّا أَنْ تُعَجَّلَ لَهُ دَعْوَتُهُ وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِى الآخِرَةِ وَإِمَّا أَنْ يَصْرِفَ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا

«Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём нет ничего греховного и что не повлечёт за собой разрыв родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо на его мольбу сразу же будет дан ответ (уже в этой жизни), либо Аллах сделает её запасом для него на том Свете, либо Аллах отвратит от него зло, равное по величине тому, о чём он просит». (Имам Ахмад, Байхаки)

Согласно этому хадису, Всевышний Аллах не даст пропасть ни одному дуа, с которым его раб обратился к Нему. Но для человека, совершающего харам, в зависимости от степени совершенного греха, снижается вероятность того, что на его дуа будет дан ответ. Так же, как существуют различные степени света, начиная со света свечи и заканчивая светом солнца, точно так же и у дуа есть различные степени. Поэтому, совершая грехи, человек собственноручно перекрывает путь получения ответа на своё дуа.

Одним из серьёзнейших грехов человека, препятствующих получению ответа на мольбу, является употребление им в пищу того, что запретил Всевышний Аллах. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются слова:

«Однажды Пророк (ﷺ) сказал:

أَيُّهَا النَّاسُ، إِنَّ اللهَ طَيِّبٌ لَا يَقْبَلُ إِلَّا طَيِّبًا، وَإِنَّ اللهَ أَمَرَ الْمُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ الْمُرْسَلِينَ، فَقَالَ: {يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا، إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ} [المؤمنون: ٥١] وَقَالَ: {يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ} [البقرة: ١٧٢] ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ، يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ، يَا رَبِّ، يَا رَبِّ، وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِيَ بِالْحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ؟

"О люди, поистине, Аллах чист от всех недостатков, и Он не приемлет ничего, кроме чистого (благого). И поистине, Аллах повелел верующим то же самое, что повелел Он и посланникам (мир им)", после чего он (ﷺ) прочитал аят, в котором говорится: «О посланники! Ешьте из благого [дозволенную пищу] и совершайте праведные дела [и тем самим приближайтесь к Всевышнему Аллаху]. Поистине, Я знаю, что вы делаете [и ничто из того, что вы делаете, не останется для Меня скрытым]». (сура Аль-Муминун: 51). Также он прочитал другой аят: «О вы, которые уверовали! Питайтесь только дозволенными благами, которыми Мы вас наделили». (сура Аль-Бакара: 172)

А затем Пророк (ﷺ) упомянул покрытого пылью человека с растрёпанными волосами, который долгое время находится в пути и просит, воздев руки к небу: "О Господь, о Господь!", но при этом употребляет в еду запретное, пьет запретное, носит запретное и был вскормлен запретным. "Разве дождётся такой человек ответа на свои мольбы?!"» (Муслим).

В этом хадисе Пророк (ﷺ) недвусмысленно указывает на то, что, с одной стороны, человек, которого он упомянул, полностью погружен в запретное и не раскаивается в этом, а с другой стороны, обращается с мольбами к Всевышнему Аллаху. Такая ситуация является примером бесстыдства и бессовестности, и закономерно, что Всевышний Аллах отвергает его просьбы. Однако вопросительный смысл последних слов Пророка (ﷺ) оставляет надежду на то, что Аллах из-за безграничной Своей милости и щедрости может принять его мольбу, хотя он и не заслуживает этого.

Такие же рекомендации от Пророка (ﷺ) получил Са’ду бин Абу Ваккасу (да будет доволен им Аллах), когда он попросил Пророка (ﷺ) сделать за него дуа.

От Абдуллаха Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается:

«Однажды около Пророка (ﷺ) прочитали аят:

{يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا} [البقرة: ١٦٨]

"О, люди! Питайтесь тем (из удела, дарованного Аллахом), что на земле, что является дозволенным [чистым от скверны], благим [полезным, а не вредным]". (сура Аль-Бакара:168)

Тогда Са’д бин Абу Ваккас встал и сказал:

يَا رَسُولَ اللَّهِ، ادْعُ اللَّهَ أَنْ يَجْعَلَنِي مُسْتَجَابَ الدَّعْوَةِ، فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: يَا سَعْدُ أَطِبْ مَطْعَمَكَ تَكُنْ مُسْتَجَابَ الدَّعْوَةِ

"О Посланник Аллаха, попроси Всевышнего Аллаха сделать меня человеком, которому отвечают на мольбы". Пророк (ﷺ) в ответ ему сказал: "О Са’д, ешь только благое, дозволенное, и ты будешь получать ответ на свои мольбы"». (Табарани)

Ни один человек, кроме пророков (мир им), не может считаться безгрешным, но постоянное и упорное совершение грехов и неповиновение Всевышнему Аллаху не соответствуют искренней вере человека. В таком случае человеку следует спросить себя, насколько он искренен в своей вере и примет ли Аллах его просьбы, когда он питается тем, что Аллах запретил употреблять.