Хула и поклеп стали неотъемлемой частью жизни современного человека, несмотря на их запретность и вред. Если два человека проведут вместе пять минут, то обязательно затронут разговор об отсутствующем человеке и непременно скажут о нем то, что ему бы не понравилось. К сожалению, такова наша реальность, и с еще большим сожалением приходится констатировать, что очень мало находится тех, кто искренне старается отказаться от хулы.
Возможно, кто-то не совсем понимает, что такое хула, иначе как объяснить слова человека, которому сделали замечание по поводу того, что он позволяет себе хулить другого: «Разве я неправду говорю?!» Так если бы говорил неправду, это было бы не хулой, а клеветой (бухтаном). Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
الْغِيبَة ذِكْرك أَخَاك بِمَا يَكْرَه قِيلَ : أَفَرَأَيْت إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُول ؟ قَالَ : إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُول فَقَدْ اِغْتَبْته ، وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فَقَدْ بَهَتّه
«Хула – это упоминание о твоём брате того, что ему неприятно». Его спросили: «Но что если в брате моём есть то, что я говорю о нём?» Пророк (ﷺ) ответил: «Если в нем есть то, что ты о нем говоришь, то это гиба (то есть это значит «ты злословил о нём в его отсутствие»). Ну, а если этого в нём нет, то ты тем самым оклеветал его (бухтан)» (Муслим, 4796).
Ибн Хаджар Аль-Аскаляни передает от Имама ан-Навави, что гиба – это: «Упоминание о твоем брате того, что ему неприятно. Не имеет значения, скажешь ты о его теле, религии, мирском, нравах, детях, родителях, имуществе, жене, одежде, движении, веселости или хмурости» («Фатх Аль-Бари», 17/207).
Однако бывает и так, что хула человека становится дозволенной или даже обязательной.
Имам ан-Навави в книге «Рияд ас-салихин» пишет: «Знай, что хула разрешена при наличии правильной шариатской цели, когда без хулы невозможно ее достичь, и таковыми целями являются шесть случаев:
1. подача жалобы;
Притесненному разрешается жаловаться правителю или судье, или тем, кто может спасти его от притеснения, и сказать: «Такой-то человек меня притеснил».
2. просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения грешника на путь истинный;
В этом случае человек может обратиться к тому, кто, по его мнению, в силах изменить порицаемое, сказав: «Такой-то человек совершает то-то, не позволяй ему сделать это». При этом целью должно быть исправление порицаемого, иначе подобная просьба также будет запретной.
3. просьба вынести шариатское решение по какому-либо вопросу;
В таком случае человек может сказать: «Меня притеснил [к примеру] мой отец, брат, муж, или такой-то человек, имел ли он на это право?» Или же он может спросить: «Каким образом я могу защитить себя и вернуть то, что положено мне по праву?» Такая формулировка разрешена при необходимости. Однако будет правильнее спросить: «Что вы скажете о человеке или о муже, который совершил такой-то поступок»? Тем самым можно достичь шариатской цели без конкретизации. Хотя и называть имена, и конкретизировать тоже разрешено в данном случае.
4. предостережение мусульман от зла;
В таком случае разрешается говорить о человеке в его отсутствие, например, когда нужно дать отвод передатчикам хадисов и свидетелям, если есть основания сомневаться в их словах; это, по единодушному мнению всех мусульман, является не только дозволенным, но и обязательным в случае необходимости:
- (когда необходимо) спросить совета относительно того, стоит ли вступать с кем-либо в родственные отношения путём заключения брака, сотрудничать с ним, доверять ему что-либо на хранение, вести с ним какие-нибудь другие дела или жить с ним по соседству. Тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать о том, про кого его спрашивают, но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, желая дать добрый совет;
- если кто-нибудь видит, что изучающий фикх посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и опасается, что это повредит изучающему фикх. В подобных случаях человек, увидевший его, должен дать ему добрый совет, объяснив положение человека, у которого он берёт знания. Но это при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего побуждает к этому зависть и обманывает шайтан;
- может быть и так, что человек, обладающий властью, не выполняет свои обязанности должным образом либо по причине того, что не годится для этого, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине. В подобном случае об этом необходимо рассказать правителю, чтобы он сместил его и назначил вместо него подходящего человека, или (хотя бы) узнал об этом, чтобы поступить с ним сообразно его положению, не оказаться введённым им в заблуждение и постараться побудить его придерживаться прямоты или заменить его (другим).
5. если человек открыто совершает греховное или распространяет нововведения;
Например, какой-то человек открыто выпивает опьяняющие напитки, забирает у людей имущество, сдирает налоги и совершает другие неправильные поступки. В таком случае разрешается рассказать об этом человеке. Однако запрещается говорить о других его недостатках, разве что для упоминания этих недостатков будет причина, подобная упомянутым выше.
6. представление кого-либо;
Если человек известен под каким-нибудь прозвищем, например, «подслеповатый», «хромой», «глухой», «косой» и т.п., то можно называть его этими качествами. Однако запрещено говорить о нем с целью унизить или указать на его недостаток. А если возможно узнать его без употребления подобного прозвища, не упоминать его будет лучше.
Это шесть причин, которые упомянули алимы, и в большинстве этих причин единогласны все ученые. Доказательством всех причин служат известные достоверные хадисы.
По материалам книги Имама Ан-Навави «Рияд ас-салихин»
Подготовил Мухаммад Муслимов