Чужие нравы

Писать о некоем диссонансе, возникающем в нашем обществе в канун Нового года, стало уже доброй традицией. Хотя визуально колоритность этого так называемого «праздника» несколько поубавилась в последние годы, отношение к нему людей еще сохраняет в себе пережитки советской идеологии.

Затрагивать историческую составляющую Нового года я не буду, так как об этом и без того немало рассказано нашими историками и учеными богословами. Углом своего обозрения в этой статье мне бы хотелось избрать непосредственно отношение мусульман к празднованию этого торжества, которое порой уравнивает его с нашими настоящими праздничными днями. Пестрое многообразие этнокультур, которыми так богата наша необъятная страна, удивительным образом отразилось на менталитете наших жителей.

Нисколько не сомневаясь в том, что симбиоз религиозного и светского обществ при правильном подходе может создать довольно прочный альянс, смею утверждать, что в нравственном плане это по-прежнему два совершенно разных пути. Именно поэтому, следуя общепринятым нормам, нужно в первую очередь руководствоваться религиозными постулатами, которые, являясь Божьим откровением, содержат четко разграничивающие повеления, среди которых запрет следовать каким-либо народам в духовном плане стоит особняком. Всевышний Аллах сказал в Своей книге:

وَلَئِنِ اتَّبَعْتَ أَهْوَاءَهُمْ مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَكَ مِنَ الْعِلْمِ ۙ إِنَّكَ إِذًا لَمِنَ الظَّالِمِينَ

«А если допустить, что ты станешь потакать их желаниям после того как пришло к тебе знание о том, что ты следуешь истине, а они заблуждаются, поистине, ты тогда, конечно же, окажешься в числе несправедливых» (сура Аль-Бакара: 145).

Сегодня Всевышний Аллах открыл нам все двери для полноценного поклонения и соблюдения всего предписанного Им, но мы зачастую, вместо того чтобы изучать и следовать Исламу, размениваем свою жизнь на то, чтобы привносить в нее абсолютно чуждые и в корне противоречащие нашей вере элементы: Новый год, 8 марта, день Святого Валентина. Всё вышеперечисленное, к сожалению, давно уже имеет в сознании многих мусульман устойчивый образ, ассоциирующийся со словом «праздник» и сформированный по цепочке предшествующих поколений.

Однако если для людей старшего поколения, живших в эпоху вопиющего коммунизма, было нецелесообразно открыто игнорировать государственные празднества и уж совсем небезопасно – культивировать религиозные, то у нас такой проблемы нет и в помине. Государство сегодня лояльно, насколько оно только может быть лояльным по отношению к представителям практически любых конфессий, и вопрос табу в плане свободы вероисповедания давно уже не стоит. Именно поэтому причиной всех «излишеств», которыми обрастает наша земная жизнь, являемся только мы с вами. И это только полбеды.

Хуже всего, наверное, то, что наши дети, замечающие этот духовный дисбаланс в жизни родителей, впитывают это несоответствие, как губка, и сами становятся последователями двух путей – пути религии и пути традиций, о чем в свое время очень метко высказался Омар Хайям в одном из своих рубаи:

«Несовместимых мы полны всегда желаний,

В одной руке бокал, другая – на Коране.

И так вот мы живем под сводом голубым –

Полубезбожники и полумусульмане...»

Если затрагивать непосредственно празднование Нового года, то очень многие ссылаются на то, что, мол, «ничего страшного в маленькой ёлочке и оливье нет». И в самом деле, солнце от этого с Запада не взойдет, да и пчелы, наверное, делать мёд не перестанут. Да только вот образ мусульманина будет нас постепенно покидать, и жизнь будет все больше напоминать сюжет ироничного произведения Самуила Маршака про старика с внуком и осла, где, придавая значение мнению людей, старик сначала сам ехал на осле верхом, а потом и вовсе вез осла на себе. В переданном от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) хадисе говорится:

ومن تشبه بقوم فهو منهم

«Кто уподобился какому-либо народу – тот из них» (Имам Ахмад, Абу Дауд).

Не пора ли нам, дорогие братья и сестры, научиться четко разделять стереотипы и религию и вместо того чтобы слепо следовать нелепой тенденции «быть как все», внести коррективы в привычный уклад жизни и следовать одному пути – пути сунны Посланника Аллаха (), который примером своей жизни оставил нам лучшие ориентиры и самые чистые и высоконравственные идеалы.

Пусть Аллах даст тавфик нам всегда возвеличивать свои праздники, не заимствуя чуждые.

Камал Магомедов