Речь Пророка (ﷺ)

9 Январь 2017

Правдивость речи хороша и гладкость,

Но как прекрасна слов правдивых краткость.

(Алишер Навои)

Направив Пророка Мухаммада () с последней миссией к нашей умме, Всевышний Аллах наделил его лучшим нравом, каким только мог обладать человек. Благодаря этому обстоятельству у нас появился живой образец совершенного поведения, на который можно равняться каждому мусульманину.

Суть в том, что Аллах не обязал нас быть праведными и богобоязненными посредством лишь Коранического текста. Нет! Он дал нам воочию насладиться тем, как красиво и притягательно может выглядеть благой нрав человека, исповедующего Ислам. Пророк Мухаммад () в процессе своей жизнедеятельности оставил нам так называемые «алгоритмы» поведения в практически любой области; в обществе, наедине с собой или в семье. И если сегодня кто-то попытается описать все его достоинства в одной книге, то он может смело рассчитывать на Пулитцеровскую премию, так как личность Мухаммада () во всех смыслах уникальна, о чем в двух словах, конечно, не расскажешь. Поэтому сейчас мне хотелось бы затронуть лишь одну из немногих черт его характера, а именно – РЕЧЬ.

Не вызывает сомнения тот факт, что его манера говорить и слушать человека является наиболее оптимальной формой диалога, которая была выстроена в первую очередь на уважении к собеседнику и проявлении к нему почтительности. Пророк Мухаммад () ни на кого не повышал голоса, не использовал бранных, режущих слух слов и не пытался под видом критики задеть человека за живое, как это присуще нашему поколению.

От Абу Ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк () сказал:

مَنْ أُعْطِيَ حَظُّهُ مِنَ الرِّفْقِ فَقَدْ أُعْطِيَ حَظُّهُ مِنَ الْخَيْرِ ، وَمَنْ حُرِمَ حَظُّهُ مِنَ الرِّفْقِ ، فَقَدْ حُرِمَ حَظُّهُ مِنَ الْخَيْرِ ، أَثْقَلُ شَيْءٍ فِي مِيزَانِ الْمُؤْمِنِ ، يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، حُسْنُ الْخُلُقِ ، وَإِنَّ اللهَ لَيَبْغَضُ الْفَاحِشَ الْبَذِيءَ

«Тот, кому была дарована его доля мягкости, получил свою долю блага. Всякий же, кто лишён своей доли мягкости, лишён этой доли блага. Благой нрав будет самым весомым на весах верующего в День суда. И, поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова». (Имам Ахмад 6/451, Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 464, Тирмизи 2002)

Голос его был негромким, но с очаровывающим слух тембром. Любимец Аллаха () всегда говорил достаточно четко и предельно ясно, из-за чего у сахабов (да будет доволен ими всеми Аллах) никогда не было проблем с запоминанием его речи.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

كان كلام رسول الله صلى الله عليه وسلم كلاما فصلا يفهمه كل من سمعه

«Речь Пророка Мухаммада () была настолько ясной, что все присутствующие легко понимали его». (Абу Дауд, Адаб, 18).

Также он никогда не торопился в разговоре, разделяя слова небольшой паузой, дабы слушающие лучше их усвоили.

Передаётся, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يعيد الكلمة ثلاثا لتعقل عنه

«Посланник Аллаха () по три раза повторял слова и выражения, дабы они были понятны». (Тирмизи, Манакиб, 9)

Одно из самых главных преимуществ речи Пророка Мухаммада () состояло в ее лаконичности и цельности. Он говорил строго по существу, избегая лишних слов и ненужного удлинения фраз. В хадисе, который приводит Абу Дауд от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится:

إن الله عز وجل يبغض البليغ من الرجال الذي يتخلل بلسانه تخلل الباقرة بلسانها

«Воистину, Аллах гневается на красноречивых людей, которые занимаются пустословием, пережевывая слова, словно коровы – корм». (Абу Давуд Адаб 94)

Пусть Аллах не лишает нас его бараката и поможет следовать ему не только на словах, но и во всех сферах нашей недолгой жизни.

Камал Магомедов