Мы часто слышим проповеди и наставления об обязанности каждого человека побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Также всем известен хадис, который передается от Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого, пусть изменит это своим языком, а если не сможет и этого, то — своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением имана (веры)». (Муслим)
Однако мало кто слышал о суровом наказании, ожидающем того, кто побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого, но чьи слова расходятся с делами.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَـابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ
«Неужели призываете вы людей к благочестию, а о себе забываете? Ведь вы читаете Писание! Неужели вы не уразумеете?» (сура Аль-Бакара», 44)
В этом аяте Всевышний Аллах говорит: «О, люди Писания, вы повелеваете людям совершать все виды благодеяний, в то время как сами их не совершаете, в то время, как вы читаете Книгу (Тору), и вы знаете, что полагается тем людям, которые не исполняют повелений Аллаха. «Неужели вы не образумитесь?» – то есть «относительно того, что вы творите, может, тогда вы выйдете из своей дремоты и осознаете свою слепоту?»
Ибн Джурайдж сказал относительно слов: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели…» – речь идёт о людях Писания и лицемерах, которые повелевают людям совершать молитву и пост. Однако сами они не практикуют того, к чему призывают людей. В этом аяте Аллах напомнил им об этом. Ведь тот, кто призывает к добру, должен быть одним из первых, кто его совершает.
Смысл этого аята в том, что Всевышний Аллах порицает их за такого рода деяния, обращает их внимание на их ошибки по отношению к самим себе. Ведь они призывали к добру, в то время как сами его не совершали. Аллах не порицает их за их призыв к добру, Он порицает их за несовершение добра. Известно, что призыв к добродетели – благое дело и сам по себе является обязательным деянием. Но важнее соблюдать добродетель, призывая к ней, чтобы слова не расходились с делом.
Призыв к совершению благодеяний и их совершение являются обязательными и неотделимыми составными частями религии, по мнению большинства ранних и поздних учёных. Некоторые считают, что совершающий грехи не может запрещать совершать их другим, но это мнение является слабым. Правильным является то, что проповедник должен призывать к добродетели, даже если сам он её не добродетелен. Также он должен запрещать совершение греха, даже если сам его совершает.
Ибрахим ан-Наха’и сказал: «Я боюсь увещевать людей из-за трёх аятов:
أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ
1. «Неужели призываете вы людей к благочестию, а о себе забываете?».
يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لِمَ تَقُولُونَ مَا لاَ تَفْعَلُونَ كَبُرَ مَقْتاً عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُواْ مَا لاَ تَفْعَلُونَ
2. «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите о том, чего не делаете». (сура Ас-Саф, 2-3)
وَمَآ أُرِيدُ أَنْ أُخَالِفَكُمْ إِلَى مَآ أَنْهَـاكُمْ عَنْهُ إِنْ أُرِيدُ إِلاَّ الإِصْلَاحَ مَا اسْتَطَعْتُ وَمَا تَوْفِيقِى إِلاَّ بِاللَّهِ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ أُنِيبُ
3. «Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам, а хочу лишь исправить то, что в моих силах. И в этом помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь». (сура Худ, 88)»
От Абу Зайд Усама бин Зайда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
يُؤْتَى بالرَّجُلِ يَوْمَ الْقِيامةِ فَيُلْقَى في النَّار، فَتَنْدلِقُ أَقْتَابُ بَطْنِهِ، فيَدُورُ بِهَا كَمَا يَدُورُ الحِمَارُ في الرَّحا، فَيجْتَمِعُ إِلَيْهِ أَهْلُ النَّار فَيَقُولُونَ: يَا فُلانُ مَالَكَ؟ أَلَمْ تَكُن تَأْمُرُ بالمَعْرُوفِ وَتَنْهَى عَنِ المُنْكَرِ؟ فَيَقُولُ: بَلَى، كُنْتُ آمُرُ بالمَعْرُوفِ وَلاَ آتِيه، وَأَنْهَى عَنِ المُنْكَرِ وَآَتِيهِ مُتَّفَقٌ عَلَيهِ
«Приведут человека из моей Уммы в Судный день и бросят его в огонь. Его кишки выпадут, и он станет кружиться вокруг них в огне, подобно ослу, вращающему (жернова) мельницы. Обитатели ада соберутся вокруг него и скажут: «О, такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к совершению благодеяний и не удерживал от мерзостей?» На это он ответит: «Да, я повелевал вам совершать благодеяния, но не совершал их сам, я удерживал вас от порицаемого, но сам делал это».) Бухари, Муслим)
Всевышний Аллах наказывает этого человека так сурово за то, что его дела расходились со словами. И Он делает это, несмотря на то, что тот человек повелевал другим делать благое, побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого.
Поэтому нам тоже следует первым делом внять всему тому хорошему, что мы говорим, и показать это другим на личном примере, ибо проповедь, показанная на личном примере, имеет больше влияния, чем слова, сказанные с высоких трибун, особенно, когда дела говорящего расходятся с его словами. Как говорят в народе: «Действия говорят громче слов».
Рашид Саидов