Милосердие как нравственная основа Ислама

31 Март 2017

Одним из ответов на вопрос о том, почему в этом мире есть зло, выступает тезис великого мудреца древней Греции Сократа. Он звучит так: «Знание есть добродетель, знающий не будет совершать зло». Отсюда следует вывод, согласно которому многие проявления зла исходят от незнания. Например, представители современных СМИ практически всегда приписывают теракты мусульманам. Это, к сожалению, распространённое заблуждение, оно показывает полное незнание авторами сущности Ислама как религии высшей нравственности. Чтобы понять истинный смысл учения Пророка Мухаммада и постичь принципиальное отличие действий радикалов от жизнедеятельности мусульман, нужно просто открыть любую суру Корана и прочитать.

Например, глубокий нравственный смысл Ислама, заложенный в этом аяте, может понять любой человек:

وَإِنْ كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَىٰ مَيْسَرَةٍ ۚ وَأَنْ تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَكُمْ ۖ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ

(смысл): «А если должник окажется в затруднении [не будет способен выплатить долг], то вам следует дать отсрочку до облегчения [пока Аллах не облегчит положение должника, так, что он сможет вернуть вам свой долг]. А оказать милость, оставить долг должнику – лучше для вас; если бы вы только знали это». (сура «Аль-Бакара»: 280)

Этот аят в работе известного русского философа В.С. Соловьева «Пророк Мухаммад: жизнь и религиозная деятельность» выражается следующим образом:

«Если вашему должнику трудно заплатить, дайте ему срок, а если хотите сделать ещё лучше, отпустите ему долг его. О, если бы вы знали!».

Такое отношение Посланника Аллаха к долгу необходимо признать признаком революционной новизны в развитии нравственности человечества. Веками до этих призывов к милосердию по отношению к должникам тысячи людей попадали в кабалу, становились рабами, нищими, ибо такая традиция была общепринятой для народов мира. Принципиально новое отношение Ислама к должникам выражает высочайший нравственный уровень учения Порока Мухаммада . Вполне закономерным является тезис о том, что Ислам есть высшее развитие монотеистических верований: иудаизма и христианства. Если вспомнить историю человечества, когда миллионы должников стали рабами у богатых заёмщиков, то он вполне обоснован.

Известно, что мекканские суры полны аятов, выражающих милосердное отношение к обездоленным, сиротам, вдовам и неимущим. В этом и есть истинная природа, смысл Ислама, изложенные в Священным Коране и хадисах Пророка Мухаммада . Не политика и властные отношения среди арабских племен, как пытаются доказать некоторые исследователи, стали источником революционных проповедей Посланника Аллаха .

Высоконравственные люди закономерно станут проводить соответствующую политику, основанную на гуманности и демократичности. По велению Всевышнего Пророк выступил за отказ от варварских традиций, когда нищие, вдовы, новорождённые представители женского пола и сироты были лишены всякой социальной и юридической помощи. Выполняя волю Аллаха, Мухаммад выступил с принципиально новой нравственностью, которая стала основой формирования арабо-исламской культуры.

Мы не стремимся идеализировать мусульман, у них были и есть множество проблем, которые с соизволения Творца решаются правоверными. Однако мы уверены в том, что Ислам воплощает высокую нравственность, которая может стать примером для подражания для народов мира. Такая уверенность основывается на статистической информации о том, что единственно религия Аллаха в современных условиях обеспечивает нормальное воспроизводство нового поколения. Отметим, что высокая рождаемость в Китае и Индии не сопровождается соответствующим формированием основ нравственности, ибо духовность народов этих стран осталась на уровне язычества.

Уникальность Ислама, стремящегося привести современную информационно-технологическую реальность к гармонии с вековыми традициями арабо-исламской культуры, по нашему мнению, объясняется приоритетом Милосердия, Милости и Добра над иными аспектами моральной сферы жизнедеятельности человека. «Отцы церкви», которые не смогли воспринять диалектику учения Иисуса, демонстрировали переходы из одной крайности в другую. Принцип «Подставь другую щеку, если ударили по одной» сменился поголовным сожжением миллионов человек в Средневековой Европе.

Диалектика же Ислама основывается на Священном Коране, который представляет собой жизненную Конституцию мусульман. Истинные правоверные никогда перейдут к крайности, ибо аяты 126-128 суры «Ан-Нахль» повелевают нам быть милосердными:

ا عُوقِبْتُمْ بِهِ ۖ وَلَئِنْ صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِلصَّابِرِينَوَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُوا بِمِثْلِ مَ

وَاصْبِرْ وَمَا صَبْرُكَ إِلَّا بِاللَّهِ ۚ وَلَا تَحْزَنْ عَلَيْهِمْ وَلَا تَكُ فِي ضَيْقٍ مِمَّا يَمْكُرُونَ

إِنَّ اللَّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوْا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُونَ

(смысл): «И если вы наказываете посягнувшего на вас злодея в отместку, то наказывайте подобным тому, чем вы были наказаны, не излишествуйте. А если вы проявите терпение и оставите отместку, то это, несомненно, лучше для терпеливых.

И терпи же, о Мухаммад, то, что постигает тебя на пути Аллаха, ведь твое терпение – только с Аллахом [только Он помогает тебе и поддерживает тебя], и не печалься за тех, кто не отвечает на твой призыв, и не будь в стеснении [не тревожься] от того, что они говорят и замышляют.

Поистине, Аллах – вместе с теми, кто остерегается Его наказания, и теми, кто является искренними добродеятелями [Он помогает и содействует им]».

В этих аятах нет основ для самоуничижения личности, как объясняли христианские церковники вышеприведённый принцип «подставь другую щеку». Это потому, что каждый человек есть творение Всевышнего, и создан он для счастья, а не как объект для издевательств. Мусульмане получили от Аллаха право на самозащиту своей чести, так как Творец повелевает: «И если вы наказываете, то наказывайте подобным тому, чем вы были наказаны».

Однако, диалектическая природа Ислама, выраженная в Коране, призывает: «А если проявите терпение, то это – лучше для терпеливых».

Таким образом, здесь выражена идея о единстве противоположностей, обеспечивающем прогрессивное развитие личности и всей уммы. Смысл единства заключается в том, что оно исключает переходы из крайности в крайности. Крайность как половина единства имеет такую закономерность, как переход в противоположную крайность. Ярким примером может служить история Советского государства. Уничтожение класса богатых во имя счастливого будущего бедных людей закономерно вызвало негативные последствия для «низов» и к краху самой коммунистической утопии, лишенной диалектики.

Милосердие как основа мировоззрения мусульман отражена во многих притчах народов Ислама. Приведём один из них:

«Отправился житель одного села в другое, чтобы навестить своего родственника. Встречает его путник и спрашивает, куда и зачем он идет. Тот отвечает, что хочет навестить своего родственника. Тогда путник задаёт вопрос: «А родственник-то хоть раз в жизни угостил тебя во время посещения?». Сельчанин ответил: «Нет, не угощал, однако я навещаю родственника ради Аллаха». Тогда путник сказал ему: «Я ангел Всевышнего, отправленный к тебе. Сколько ты любишь ради Аллаха, столько и Он любит тебя».

Ради Аллаха – значит безвозмездно, без всякого желания получить какую-либо выгоду или пользу. Именно безвозмездность есть основа нравственности мусульман, исходящей из принципа Милосердия. Милостивый – это одно из самых прекрасных Имен Всевышнего Аллаха, олицетворяющее мусульманство.

Если бы это знали исследователи религии и простые люди, то их заблуждения относительно истинного смысла Ислама ушли бы в небытие. Не политические амбиции властителей, завоевания новых земель и подданных есть природа учения Пророка Мухаммада . Цель и смысл мусульманства – это переход личности и всей уммы от животного нафса к божественной нравственности посредством Милосердия. «Если бы они знали!».