Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Воспитание – это некое подобие визитной карточки, оставляемой человеком после себя. Если оно на соответствующем уровне, то это говорит о том, что родители этого человека как следует позаботились, чтобы их ребенок с достоинством представлял их семью и запомнился, помимо прочего, хорошими манерами. Также высококультурное поведение индивида может быть следствием самодисциплины, когда при необходимости человек придерживается определённых поведенческих алгоритмов в обществе.
Однако наилучшее проявление такта чаще всего присуще людям с высокой духовной нравственностью, в основе которой лежит постоянное представление себя перед взором Всевышнего Аллаха. В этом нюансе и кроется кардинальное различие между «человеком с хорошими манерами» и верующим. Если «джентльмен» больше обеспокоен тем, как его воспримет общество или конкретный человек, то для верующего важно довольство Того, в чьей длани находятся души всех и вся, что в иных условиях делает их поведение диаметрально противоположным.
Часто люди, известные в узких кругах как эталон интеллигентности, в кругу семьи превращались в грубиянов и редких циников, для которых приличные манеры оказывались не более чем маской, надеваемой только при необходимости. В противовес этому искренне верующий человек при любых обстоятельствах контролирует своё поведение, боясь навлечь на себя гнев Господа и Его недовольство.
Знакомясь с биографией великих личностей из истории Ислама, порой сталкиваешься с такими тонкостями проявления воспитания, которым позавидовал бы, наверное, сам Айвенго (образ «рыцаря без страха и упрека», герой одноименного романа Вальтера Скотта). Это и есть не что иное, как плоды богобоязненности и признак истинного имана.
Конечно, культура – понятие далеко не одномерное и проявляться может в чём угодно и как угодно. Но здесь и сейчас мне хотелось бы затронуть ИМЕННО ТЕ плоскости, в которых отсутствие воспитания может быть наиболее разрушительным для личности мусульманина.
1. Речь
Ничто так не выдает воспитание человека, как его речь. Стоит нам только произнести пару фраз в незнакомой компании, как о нас незамедлительно складывается определённое (порой вполне заслуженное!) впечатление.
Трёхэтажный мат и пошлый юмор моментально одарит нас клеймом «быдло» и репутацией хама. Поэтому, если мы не хотим, чтобы люди при виде нас затыкали уши и искали пути к отступлению, то первое, от чего стоит избавляться – это привычка сквернословить вне зависимости от того, где и с кем мы находимся. Особенно это касается наших детей.
Не реагируя должным образом на ненормативную лексику своего ребенка, мы тем самым вырабатываем в нём нейтральное (вполне нормальное) отношение к использованию в речи нецензурных выражений. Для подростков, как известно, это один из неотъемлемых элементов самоутверждения и позиционирования себя как зрелой личности в среде сверстников.
Что делать?
Рассказывать как можно чаще членам своей семьи о неподражаемом эталоне, которым для нас был и остаётся наш любимый Пророк Мухаммад ﷺ, чью речь всегда отличала удивительная деликатность, с которой он доносил до своих сподвижников качества благого нрава и наставления. Приводите конкретные примеры, в которых раскрывается нрав Посланника Аллаха ﷺ – героя, который никогда не сойдёт со сцены.
Чем раньше мы это усвоим, тем меньше времени потеряем на нравоучения и скандалы. В Коране Всевышний говорит:
وَعِبَادُ الرَّحْمَٰنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا
(смысл): «А праведные рабы Милостивого Аллаха, которых Он любит – это те, которые ходят по земле смиренно, спокойно, без высокомерия, и когда к ним обращаются невежды (желая задеть их), они отвечают «Салям» – словами, в которых нет греха» (сура «аль-Фуркан»: 63).
2. Скромность
Передаётся со слов Абу Масуда аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ مِمَّا أَدْرَكَ النَّاسُ مِنْ كَلاَمِ النُّبُوَّةِ، إِذَا لَمْ تَسْتَحْيِ فَافْعَلْ مَا شِئْتَ
«Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): "Если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь"». (Бухари, Ибн Маджа, Абу Давуд)
Если раньше пенять на наглость приходилось мужчинам, то сегодня в плане отсутствия скромности мы наблюдаем полный паритет (равенство), стирающей грань гендерных различий в поведении.
Простой пример: компания молодых девушек, не спеша идущая по улице, взрывается лошадиным хохотом. Вглядываешься в них. Бегающие как пули глаза, в которых лишь задор и полное безразличие к мнению окружающих. Может, у них нет родителей? Для «сирот» они слишком беспечны и хорошо одеты. Представляешь их отцов. Становится не по себе за их будущее. Знакомо?
Та же ситуация и с парнями-тинэйджерами, привыкшими заменять похабным «сленгом» даже элементарные выражения. Понятно, что скромность давно не «в тренде» среди юношей, однако отсутствие её именно у девушек бросается в глаза намного сильнее, так как это чуть ли не единственное из «арсенала» нравственных качеств представительниц слабого пола, потеря которого необратимо положит начало её духовной деградации, что в конечном итоге может привести к полному разложению личности.
Что делать?
Следить за поведением своего ребенка, общаться с ним, попытаться своевременно познакомиться с его окружением, дабы вовремя дистанцировать его от негативного влияния и нежелательного круга общения. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано:
المرء على دين خليله فلينظر أحدكم من يخالل
«Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит своё внимание на то, с кем он дружит». (Имам Ахмад)
3. Деликатность
Воспитанность, несомненно, подразумевает сдержанность и самоконтроль. Вторгаясь в чужое (личное) пространство или прилюдно вынося сор из избы, мы тем самым нарушаем невидимый, но вполне ощутимый баланс социального равенства, подразумевающий гармонию человеческих взаимоотношений и связей.
В чём это выражается?
Как часто, например, дотошные расспросы заставляют нас нервничать и менять тему разговора только потому, что наш собеседник незнаком с элементарными правилами этикета. К примеру, случай: женщина в маршрутке громко разговаривает по телефону. Ты не слушаешь её и пытаешься сконцентрироваться на своих мыслях и проблемах, но постепенно начинаешь неосознанно ловить краем уха её диалог, сплетая воедино ненужные тебе элементы из жизни чужих людей. Ну а доезжая до своей остановки, ты уже переживаешь, почему Айша не может выйти замуж, а у Марии и Ахмада до сих пор нет детей, хотя ты никогда в глаза не видел ни тех, ни других.
Знакомая ситуация? Думаю, да. Это, по сути, отображение той повседневной реальности, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас, не задумываясь о том, что именно в этих мелочах проявляется наше воспитание или его отсутствие.
4. Чистота
Окурки, фантики и горы макулатуры, которой пруд пруди на наших видавших виды улицах – зрелище давно знакомое и, чего греха таить, вполне привычное. Однако если на безответственность некоторых чиновников мы никак не можем повлиять, то приучать себя и своих домочадцах к соблюдению чистоты в общественных местах нам никто не мешает.
Вседозволенность, к которой некоторые нерадивые родители несознательно приучили своих детей, едва ли способна сгенерировать что-то положительное в характере ребенка, привыкшего не брать ответственность за свои действия. Поэтому склонность нашего чада «мусорить по-черному» в переулках и на скамейках надо вовремя пресекать, что здорово поможет сохранить нервные клетки самим родителям и избавит ребёнка от необходимости всю свою жизнь выслушивать замечания.
В Коране говорится:
إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ
(смысл): «Воистину, Аллах любит кающихся – кающихся в грехах, даже если их совершают снова, и любит очищающихся – тех, кто (соблюдает чистоту) очищается от осквернения и грязи». (сура «аль-Бакара», 222)
Каждый из нас должен ясно понимать, что то, как он себя позиционирует, находясь в социуме – есть часть невидимой мозаики, из которой формируется образ мусульманина в мышлении обывателя и его отношение к Исламу в целом.
Пусть Всевышний даст нам тавфик поменьше жаловаться и исправлять общество, начиная с самих себя.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Камаль Магомедов
Смотрите также:
Половое воспитание детей в Исламе