Заболеешь - лечись сама!

29 Май 2017
4651

Мухаммад Кахиби, помощник Муфтия РД

Здоровый больного не поймёт, говорят в народе.

А как часто болеете вы? Испытывали ли в действительности серьёзную болезнь?

Бесконечные сдачи анализов, выстаивание в очередях, ошибочные диагнозы, куча выписанных лекарств, магарычи врачам – и в конце концов немного полегчало.

Такова участь многих больных со средней зарплатой.

«Да убережёт Аллах нас от этого», – скажем мы.

Недавно в Интернете в одной из групп наткнулся на различные мнения и споры о том, должен ли муж оплачивать лечение своей жены, если она заболеет.

«Конечно, нет», «В шариате такого нет», «Это не относится к расходам (нафака) мужа!» – так высказывались некоторые участники дискуссии.

А является ли обязательным для вашей жены ходить на работу? Приносить домой и расходовать на продукты средства, которые она заработала или ей дали её родители?

Входит ли в её обязанности всё то, что она делает по дому?

Например, убирать, стирать, готовить, гладить вам одежду, готовить для ваших гостей, услуживать и помогать вашим родителям, смотреть за вашими детьми и делать многое другое из того, что сегодня жёны делают по дому.

Почему же тогда вы всё это принимаете от неё молча, и даже когда жена возразит или что-либо сделает не так, то вы начинаете возмущаться?

Подумайте, что вы скажете своему отцу, если он скажет вашей матери: «Я не обязан покупать тебе лекарства!» или «… тратить свои средства на твоё лечение». И что вы скажете в оправдание своего отца матери, которая умирает от болезни. Или когда заболеет Ваша мать скажите отцу : "Отец ты по шариату не должен лечить мою мать".

Или что вы скажете вашей дочери или сестре, которой срочно понадобилась операция и её муж ей говорит: «В обязанности мужа не входит лечение его жены!»

А когда она не болела, муж не разрешал ей выходить из дома, говоря, что обеспечит её полностью и ей нет необходимости работать.

Всевышний говорит в Коране: 

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ ۗ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيم

 (смысл): «…И для них (то есть женщин по отношению к мужьям) имеются такие же права и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Поистине, Аллах – Великий и Мудрый» (сура «Аль-Бакара», аят 228)

Права жены условно можно подразделить на две категории: имущественные и личные. Личные права в двух словах означают создание мужем для жены гармоничного семейного микроклимата.

Под имущественными правами следует понимать то, что на муже лежит обязанность полного материального обеспечения (нафака) жены.

Вахба Аз-Зухайли в своей книге «Аль-Фикх аль-Ислами ва Адилатуху», после того как привёл решение четырёх мазхабов по этому вопросу, написал следующее:

«Мне кажется, что в прошлом медицинская помощь не была основной потребностью, поэтому люди не нуждались обычно в лечении, так как они соблюдали гигиену и меры предосторожности.

Таким образом, иджтихад факихов был основан на распространённых в тот период времени обычаях.

أما الآن فقد أصبحت الحاجة إلى العلاج كالحاجة إلى الطعام والغذاء ، بل أهم ؛ لأن المريض يفضل غالبا ما يتداوى به على كل شيء ، وهل يمكنه تناول الطعام وهو يشكو ويتوجع من الآلام والأوجاع التي تبرح به وتجهده وتهدده بالموت ؟!

Но теперь потребность в медицинской помощи, как и потребность в продовольствии и питании, стала даже более важна, потому что больной человек обычно ставит лечение важнее всего остального.

Как он может поесть, когда он страдает от боли, которая вызывает крайние мучения, исчерпывает его силы и угрожает ему смертью?

لذا فإني أرى وجوب نفقة الدواء على الزوج كغيرها من النفقات الضرورية ... وهل من حسن العشرة أن يستمتع الزوج بزوجته حال الصحة ، ثم يردها إلى أهلها لمعالجتها حال المرض ؟! " انتهى من "الفقه الإسلامي وأدلته"

Поэтому я думаю, что медицинские расходы на жену являются обязательными для мужа, как и все другие необходимые расходы.

Доброе ли это отношение мужа, когда он использует свою здоровую жену, а потом, когда она заболевает, отправляет обратно в её семью для ухода за ней?».

Можно приводить бесчисленные примеры и доводы, и найдутся те, которые будут оспаривать их. Просто хочется донести до каждого, что наша религия призывает нас к проявлению милости, щедрости, любви, заботы.

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил нас относиться к жёнам наилучшим образом, учил нас поддерживать тех, кто нуждается. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства ради Аллаха (в дополнение к обязательным расходам), то это засчитывается ему как милостыня» (аль-Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) призывал нас относиться к больным с почётом и уважением, ухаживать за ними, посещать и помогать.

Поэтому, уважаемые братья и сёстры, относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.

P.S. Советую каждому, кто не намерен тратиться на лечение своей супруги после того как она заболеет будучи вашей женой, сказать ей об этом заранее до женитьбы, чтобы потом не выглядеть скупым глупцом.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.