Исламское Наследственное право

26 Июль 2017

Наследственное право (Аль-Фараиз) в Исламе имеет достаточно важное значение. Раздел Аль-Фараиза в книгах фикха (исламского права) всегда выделяется отдельной главой (книгой). Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) назвал его половиной всех знаний. От Абу-Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

تَعَلَّمُوا الْفَرَائِضَ فَإِنَّهُ مِنْ دِينِكُمْ وَإِنَّهُ نِصْفُ الْعِلْمِ وَإِنَّهُ أَوَّلُ عِلْمٍ يُنْزَعُ مِنْ أُمَّتِي

«Изучайте наследственное право (Аль-Фараиз) и обучайте ему других, ибо оно является частью вашей веры, и поистине, оно является половиной знаний, и эта наука – первое, что потеряет моя община из знаний». (Ибн Маджа, Байхаки)

И в действительности, данная область исламского права забывается и не применяется среди мусульман в должной мере ввиду того, что она мало изучается в современных исламских учебных заведениях, и простые мусульмане не оказывают достаточно внимания распределению наследства в строгом соответствии с шариатом. Тем не менее, это является одним из важнейших действий, совершаемых после смерти человека.

В хадисе, переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَلْحِقُوا الْفَرَائِضَ بِأَهْلِهَا فَمَا بَقِيَ فَلِأَوْلَى رَجُلٍ ذَكَرٍ

«Отдавайте соответствующую обязательную долю наследства тому, кому она положена (по Шариату), а то, что осталось, достается самому близкому человеку (родственнику) мужского пола». (Бухари 6732, Муслим 1615)

В отличие от современных мусульман, которые часто оставляют наследственное право без должного внимания и часто не распределяют имущество умершего согласно шариату, сподвижники (да будет доволен ими Аллах) уделяли большое внимание этому разделу исламского права. Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:

إذَا تَحَدَّثْتُمْ فَتَحَدَّثُوا فِي الْفَرَائِضِ وَإِذَا لَهَوْتُمْ فَالْهُوا فِي الرَّمْيِ

«Когда вы говорите, то говорите о наследственном праве, а когда вы развлекаетесь, то развлекайтесь стрельбой из лука». (Хаким)

Самыми известными знатоками наследственного права из числа сподвижников были: Али Ибн Абу Талиб, Ибн Аббас, Зайд Ибн Сабит и Ибн Масуд (да будет доволен ими всеми Аллах). Ни одному вопросу наследственного права, в котором имеется согласие между этими четырьмя сподвижниками, не противоречил в дальнейшем ни один учёный из нашей Уммы. Что касается тех некоторых вопросов, в которых они противоречат друг другу, то Имам Аш-Шафии выбрал мнение Зайда (да будет доволен им Аллах), ибо имеется высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

أفرض أمتي زيد

«Лучше всех из моей уммы наследственное право знает Зайд (ибн Сабит)». (Хаким)

Основной же причиной следования Имама Аш-Шафии в вопросах наследственного права именно Зайду (да будет доволен им Аллах) было то, что все правила наследственного права, которые он установил, строго соответствовали Корану и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Исламские учёные правоведы (факихы) дали наследственному праву (Аль-Фараиз) следующее определение: «Аль-Фараиз – это наука, связанная с наследством и знанием математических расчётов, с помощью которых можно определить размер доли, которая полагается каждому наследнику из имущества, оставленного умершим человеком (тарика)».

После того, как человек покидает этот мир, первым делом из его имущества выделяются средства на его похороны, то есть на приобретение савана и всего, что связано с погребением, а также на оплату людям, которые омывают покойного, копают могилу и тому подобное. Но в этот пункт не входят средства, выделяемые на проведение различных мероприятий, которые вошли в обычай и не являются обязательными действиями, связанными с похоронами.

Далее выплачиваются все долги умершего. Первым делом начинают с долгов, которые он имеет перед Всевышним Аллахом: закят, хадж, каффарат и тому подобное. В первую очередь необходимо выделить сумму для исполнения хаджа за умершего, затем можно раздать из его имущества милостыню, исполнить завещание, поделить наследство и тому подобное.

Например, если человек умер, не совершив обязательный хадж, то до того, как разделить его имущество между наследниками и исполнить завещание, следует отложить сумму, необходимую для совершения за него хаджа и оставить её неприкосновенной до наступления времени хаджа. Если же настало время хаджа, то нужно все отложить и в первую очередь совершить за усопшего фарз-хадж, то есть хадж за него должен совершить близкий родственник или посторонний человек (за оплату) по поручению родственников усопшего.

Таким же образом следует поступить и с другими долгами умершего перед Всевышним Аллахом, и только после этого выплачиваются остальные долги умершего.

Далее приступают к исполнению его завещания. Завещание исполняется, если оно соответствует шариату и расходы на его исполнение не превышают одной трети средств, оставшихся после расходов на похороны и погашение всех долгов имущества. В противном случае те пункты завещания, которые не соответствуют шариату или расходы на которые превышают одну треть, не исполняются. Но если имеется согласие всех наследников, то допускается превышение этого лимита. Если согласны только некоторые наследники, то завещание, превышающее лимит, исполняется за счет их долей или же в соответствии с размером их долей. Стоит отметить, что завещание в пользу прямого наследника также не исполняется, кроме случаев, когда остальные наследники согласны с этим.

После всего этого оставшееся имущество умершего разделяется между наследниками согласно долям, указанным в Священном Коране.

Наследниками, которые в любом случае получают наследство, являются родители, дети покойного и один из супругов, а другие наследники могут получать или не получать свою долю при наличии или отсутствии тех или иных наследников.

Одним из основных общих правил разделения имущества умершего является принцип, согласно которому при наличии равноправных наследников мужского и женского пола, в большинстве случаев мужчина получает вдвое больше, чем женщина.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِي أَوْلَادِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنْثَيَيْنِ

«Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну – долю, подобную доле двух дочерей (наследнику мужского пола долю, равную доле двух наследниц)». (сура Ан-Ниса, 11)

Всевышний Аллах повелевает быть справедливыми со своими детьми, ибо во времена джахилии люди оставляли наследство лишь детям мужского пола, оставляя при этом без наследства детей женского пола. Аллах приказал уравнять их в праве на наследство с разницей в долях между мужским и женским полом. Так Он повелел давать сыну долю, подобную доле двух дочерей. Это потому, что мужчина обременён расходами на содержание семьи, а также расходами, связанными с торговлей и предпринимательством.

Также, в отличие от женщин, мужчина выплачивает женщине махар во время заключения никаха. А женщина после никаха и до него не имеет нужды в имуществе, ибо с рождения до замужества все расходы на содержание женщины лежат на её отце или опекуне, а после замужества переходят на её мужа. Женщина также не обременена никакими расходами, ибо она не обязана содержать своих детей, родителей, мужа или кого-то другого. Поэтому мужчина справедливо получает вдвое большую долю, чем наследницы женского пола, и в этом нет притеснения в отношении наследниц женского пола.

Тем не менее, для родителей желательно разделить свое имущество между своими детьми в равных долях, вне зависимости от их возраста, пола и социального статуса.

Этот вышеприведенный аят и аят, следующий за ним, а также аят, завершающий суру Ан-Ниса, являются основополагающими источниками правил исламского наследственного права. То есть вся наука о наследстве основывается на этих трёх аятах, и эти несколько аятов охватывают все аспекты, связанные с наукой о наследстве.

Доктор Заглул Надджар приводит интересный случай, связанный с исламским наследственным правом, о котором ему рассказал его знакомый, профессор, юрист из Египта, который преподаёт в одном из университетов США:

«На одном из круглых столов по юридическим вопросам присутствовал один иудей, преподаватель права, и начал рассказывать небылицы про Ислам. Мне захотелось преподать ему хороший урок, и я спросил у него: «Вы знаете, сколько томов содержат наследственное право США?» – «Более восьми томов», – ответил он. «Если я приведу вам наследственное право, которое не превышает десяти строк, вы поверите в величие Ислама?» – «Такого не может быть!» – ответил он. Я написал на бумаге аяты из Корана, в которых говорится о наследственном праве, и отдал ему их.

Через несколько дней он признался мне: «Человеческий разум не может просчитать все родственные связи так всеохватно, как в Коране, а потом ещё и разделить наследство таким справедливым образом!» И он принял Ислам! Аяты о наследовании стали единственной причиной принятия Ислама этим иудеем!»

Таким простым и справедливым является исламское наследственное право, но, к сожаление, в настоящее время его изучению и применению уделяется очень мало внимания.

Дай Аллах нам тавфик для изучения этой важной науки и крепкий иман для её применения на практике!

Нурмухаммад Изудинов