Долг – две стороны одной медали

9 Август 2017 59

Пророк в хадисе, переданном от Укбы ибн ʻАмира, сказал:

لَا تُخِيفُوا أَنْفُسَكُمْ بَعْدَ أَمْنِهَا قَالُوا: وَمَا ذَاكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: الدَّيْنُ

«Не наводите на себя страх, если вы пребываете в безопасности». Сподвижники спросили его: "Как это, о Посланник Аллаха?". Пророк ответил: "Я имею в виду долг"». (Имам Ахмад)

Долг – это тревога ночью и унижение днём, и Пророк крайне предостерегал от неуплаты долга. Однажды принесли покойного, и Пророк приготовился помолиться за него, но прежде спросил, есть ли на нём долг. Люди ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда Пророк сказал: «Сами молитесь за вашего товарища, я не молюсь за того, на ком есть долг». Сподвижники удивились этому, и один из доблестных сподвижников сказал: «О Посланник Аллаха , его долг я беру на себя». Тогда Пророк помолился за покойного, потому что его долг перешёл к этому сподвижнику. И все сподвижники (да будет доволен ими Аллах) помолились за ним.

Известно, что после того как Всевышний Аллах даровал победу Пророку , и в казне мусульман оказалось имущество, Пророк сказал: «Если кто-то умер, имея долг, я возмещу его». Пророк был подобен отцу этой уммы, даже в вопросах выплаты долгов.

Одна из проблем, на которую обратил внимание наш Пророк – это неназывание вещей своими именами. Сегодня ростовщичество называют не своим именем. Долг стали считать страховым взносом, общество не знает самой сути этого явления. И таких примеров много – когда в конце концов всё это превращается в долг, в обязательство, это тяжесть для человека.

Благоразумные люди не брали в долг, кроме как в крайних и очень крайних случаях. Но сегодня это стало для нас обыденным делом. Кредиты стало брать легко, это широко рекламируется. Реклама по телевизору, на улицах, на рынках, даже на телефон поступают сообщения с предложениями взять кредит. Приходи и купи большой дом, роскошное будущее жильё, будущую машину – всех призывают прийти и взять взаймы, оформить кредит. Тем временем, каноны религии это крайне порицают – запрещается даже побуждать людей брать в кредит.

Повторимся, в долг берут лишь в крайних, критических случаях. А сегодня люди берут в долг для развлечения, путешествуют в долг или рассрочку. Всего этого следует остерегаться. Человек может пользоваться машиной, которой достаточно для него, купив её за несколько десятков тысяч рублей, чтобы у него оставались средства и его семье было на что решать каждодневные вопросы. А люди покупают очень дорогие вещи, покрывают расходы с зарплаты, однако после ощущают, как долги повисают на шее.

Если человек вынужден делать долги, он должен понимать, что в долг надо брать с намерением вернуть его. Тому, кто берёт в долг, желая потом вернуть, Всевышний Аллах помогает в этом. Того, кто берёт в долг, желая только растратить и не намереваясь возвращать, Аллах погубит. Также человек, который берет в долг, должен всегда думать об этом, пока он его не вернёт.

Представь, что у тебя есть долг и ты хочешь совершить хадж. Совершение хаджа – это один из столпов Ислама. Пока на тебе есть долг, тебе не дозволено совершать хадж, пока ты не вернёшь его или не попросишь у хозяина разрешения на поездку в хадж.

Представьте себе, речь идёт о столпе Ислама! Но его не дозволено выполнять, пока на тебе есть долг. Следовательно, это очень большая ответственность.

Пророк в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказал:

مطل الغني ظلم

«Затягивание (выплаты долга) со стороны богатого человека (который имеет возможность выплатить его) есть притеснение (зульм)». (Бухари, Муслим)

Это один из видов притеснения. Зачастую у человека есть возможность вернуть долг, но он не придаёт этому значения, а когда хозяин денег приходит и просит вернуть долг, отвечает «иншааЛлах, иншааЛлах»… Почему? Потому что деньги вложены в оборот, такое часто происходит в компаниях, фирмах.

Пророк брал в долг в некоторых случаях, когда это было необходимо. Однажды, находясь в сафаре, он взял в долг у своего сподвижника, а когда они вернулись в Медину, Пророк вернул долг и помолился за него. Пророк сказал: «Обязательство долга – его возвращение, хвала Аллаху».

Что же происходит сейчас, как поступают люди? Когда ты просишь обратно свои деньги, складывается впечатление, будто ты скупой человек, будто ты просишь его подать милостыню, и должник возвращает тебе твои же деньги с неприязнью. Да, он возвращает тебе деньги так, словно сделал тебе одолжение, с хмурым лицом. Хотя в действительности он должен тебя поблагодарить, помолиться за тебя, таков этикет заёмщика. Ещё добавим, что когда Пророк возвращал долг, он возвращал сверх положенного, оказывая добро.

Этические нормы заемщика

Заёмщику следует проявлять терпение, если у него в грубой форме требуют возврата долга. Однажды к Пророку пришёл один бедуин, у которого он брал в долг. Бедуин сказал Пророку: «О Мухаммад, верни мне мой долг. Ты и твоё племя не выплачиваете вовремя долги». То есть этот человек проявил крайнюю бестактность, неэтичность. В этот момент наш господин Умар (да будет доволен им Аллах) вынул меч и сказал: «О Посланник Аллаха, разреши мне отрубить голову этому лицемеру», и Пророк сказал ему: «О Умар, тебе следовало напомнить мне о погашении долга в своё время, а ему сказать, чтобы он потребовал оплату в почтительной форме».

Обратите внимание – это тот момент, когда нужно проявить добро. Давать деньги в долг – достойное деяние.

Возвращать долг, как и брать в долг, тяжело, а вот давать в долг – достойное дело. От Абу Умама передаётся, что человек вошёл в Рай и увидел, что на его вратах написано: «За милостыню награда умножается в десять раз, а за предоставление долга – в восемнадцать раз». За это даётся великая награда!

В достоверных хадисах от Пророка передаётся, что человек из Бану Исраил встанет перед Аллахом в судный день, его деяния взвесят и не найдут ни одного благого дела. Его соберутся отправить в Ад, и тогда Всевышний спросит: «Какое хорошее деяние есть у тебя?» Он ответит: «Нет ни одного хорошего деяния, но я предоставлял в долг и давал отсрочку. То есть когда приходил нуждающийся человек, я предоставлял средства в долг и ждал, пока он сможет их мне вернуть». Тогда Всевышний Аллах скажет: «Мы более достойны давать отсрочку, чем ты. И Мы более достойны быть щедрыми, чем ты». Как этот человек прощал должников и давал им отсрочку, так и Всевышний простит его и введёт в Рай, несмотря на то, что он не совершал благих дел.

Передаётся от Пророка: «Кто предоставит отсрочку тому, кто находится в трудном положении, или простит ему его долг, или облегчит, скостив часть долга, того Всевышний расспросит в Судный день лёгким образом». В другой версии говорится: «Такой человек будет под тенью Арша в тот день, когда не будет никакой другой тени».

В другой прекрасной версии хадиса сообщается: «Тому, кто даст отсрочку заёмщику, будет записана такая награда, как если бы он каждый день подавал эту сумму в качестве милостыни». Представь себе, если ты предоставишь в долг десять тысяч рублей, и наступит срок возврата долга, а ты проявишь терпение и скажешь: «Всё хорошо, я даю тебе ещё месяц» – это равносильно тому, как если бы ты каждый день подавал милостыню в размере десяти тысяч рублей. И так, каждый день проявляя терпение, ты получаешь награду.

Всё это является великим достоинством в долговых делах: оказание помощи людям, предоставление отсрочки находящемуся в трудном положении, прощение и терпение.

Тот, кто желает жить прекрасным образом в этом мире и ещё лучше – в мире ином, пусть глубже вникнет в смысл слов: «Если вы любите Аллаха, следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас».

Стенограмма проповеди Мухаммада Ас-Сакафа

Подготовил: Гаджимурад Омаргаджиев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.