Молодые ветра

17 Январь 2018 1471

Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причинённый старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи. (Леонардо да Винчи)

В наши дни быть молодым мусульманином можно по-разному. Первый вариант заключается в стремлении неукоснительно соблюдать «устав», а в случае «проколов» совершать покаяние и двигаться дальше. Второй (мегапопулярный) состоит в следующем: регулярно трепаться о том, «как всё должно быть про Шариату», но совершать при этом минимум возможного.

И если первый вариант – это дорога воли, то второй – это путь лицемерия и слабости имана. Ясен пень, никто не станет ставить себя в один ряд с мунафиками, однако ещё Хасан аль-Басри заметил: «Если бы у лицемеров росли хвосты, то ноге негде было бы ступить».

Многих молодых людей сей факт абсолютно не смущает, что в итоге выливается в какой-то «свой» Ислам, полный несоответствия и показухи. И понятно, если бы двойную игру вели люди со вбитыми в голову атеистическими установками, помогающими им забить на совесть. Но совсем по-иному выглядит ситуация, когда кричащие на каждом углу о «следовании Сунне» молодые братья и сёстры на деле представляют собой противоречие не хуже образа кентавра.

Далее, с вашего позволения, я затрону несколько моментов, в которых, на мой обывательский взгляд, юные мусульмане (и мусульманки!) часто испытывают большие трудности.

1. Аутфит[1]

Каким бы фанатом русского фольклора я ни был, но, скрепя сердце, следует признать, что большинство народных мемов давно уже вышли в тираж. Например, присказка о том, что «по одёжке не судят» сегодня явно не отражает реального положения вещей.

По одёжке нас (да и мы сами, чего греха таить!) ещё как судят и оценивают (порой даже не пытаясь это замаскировать). И коль по чесноку, то, ВО ЧТО и КАК ты одет (а), может поведать о тебе очень многое.

Возьмём, к примеру, мейнстримовую тенденцию на пинроллы[2], которая распространилась в подростковой среде быстрее бубонной чумы. Многие ли из тех, кто начал подворачивать штаны, правильно поняли то, что было сказано об этом в хадисе?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), по этому поводу сказал:

لا ينظر الله يوم القيامة إلى من جر إزاره بطرا

«В Судный День Всевышний Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из кичливости». (Бухари, 5788; Муслим, 2087)

Во время произнесения Пророком (мир ему и благословение Аллаха) этих слов Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил:

يا رسول الله، إن إزاري يسقط من أحد شقيه؟ قال: إنك لست منهم

«О Посланник Аллаха, порой моя одежда растягивается (начинает некоторым образом свисать и волочиться по земле), избежать этого можно, только постоянно подтягивая её (как мне быть)?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность и высокомерие». (Бухари)

Прикол в том, что подавляющее большинство юношей даже не удосужилось обратиться за разъяснением данного хадиса к квалифицированному алиму. В итоге и получилось: «слышу звон, да не знаю где он». То же самое можно сказать о ребятах в образе «жёсткий взгляд и суровая борода» с поднятым кверху указательным пальцем и одетых при этом в стрёмные бриджи и в футболки с UFC-шным мерчем[3].

Аналогичная ситуация наблюдается и в стане наших сестёр-мусульманок. Не хотелось бы никого стебать, но это реально уже не смешно – видеть закрытых девочек с макияжем похлеще, чем у упоротых неформалок (готы и эмо нервно курят в сторонке). И ладно, если бы этот цирк совершался по незнанию или глупости. Ничего подобного! Казуальные сёстры-мусульманки сегодня лучше нас с вами знают, что запрещено делать, а что нет. И если молодая девушка публично выставляет это убогое противоречие канонам Ислама на публику, значит, именно это и есть в её примитивной матрице самый что ни на есть трушный[4] Ислам.

2. Ванильное небо

Ещё одно понятие, которое молодое поколение мусульман трансформировало под себя – сфера межличностных взаимоотношений. Тут мистическим образом сосуществуют образы «АХИшек» с «УХТИшками», они же бойфренды с гёрлфрендами.

Если вы хотя бы периодически совершаете рейд по социальным сетям, то, вероятно, видели, как молодые люди (независимо от облика) легко завязывают знакомства и обрастают «друзьями».

Всё бы ничего, если бы всё это было далеко от Ислама. Однако отношение к Исламу тут все-таки имеется, учитывая то, какую ванильную движуху порой мутит на просторах соцсетей наша мусульманская молодёжь, выставляя совместные фото на обозрение миллионов людей.

Захотелось пошипперить[5] в стиле Ивангая и Марьяны Ро? Пожалуйста, но только не под исламским стендом, дорогие братья и сёстры. Ок? Не принимайте это в штыки и не поймите меня неправильно. Никто не против романтики и любви, но это должно быть узаконено и нести печать благородства, а не откровенной пошлости.

Вспомните историю любви пророка Юсуфа (мир ему) и Зулейхи. Жена царского визиря Зулейха в буквальном смысле сходила с ума по красивому юноше и откровенно пыталась его охмурить. Однако юный Юсуф всякий раз находил в себе силы противостоять женским чарам благодаря своей богобоязненности и скромности. В итоге этот гордиев узел был благополучно разрублен, и Юсуф (мир ему) и Зулейха стали мужем и женой. Но это уже совсем другая история.

3. Твои цели

Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (Альберт Эйнштейн)Как вы успели, наверное, заметить, в последнее время стало очень модным продвигать идеи саморазвития и личностного роста. И особенно в молодёжной среде. Несомненно, это отличная тенденция, и в перспективе она способна задать правильный вектор развития общества.

Однако, как часто показывает практика, не всё то золото, что блестит. Мастер-классы и тренинги с кричащими названиями «как достигать целей» или «изменить жизнь за десять дней» предсказуемо привлекают в свои ряды молодые умы.

Молодёжь сегодня как никогда стремится ДОСТИГАТЬ, ИЗМЕНЯТЬ и УЛУЧШАТЬ. Только вот вопрос: а что именно в результате УЛУЧШАЮТ и ИЗМЕНЯЮТ люди, прошедшие подобные курсы и тренинги? Что угодно, но точно не поклонение и богобоязненность.

Сегодняшняя модель «саморазвития» подразумевает редизайн[6] таких сфер, как: финансы, время, взаимоотношения и т. д. По идее это должно помочь юношам не потеряться в водовороте жизненного пути и найти свою дорогу к успеху.

Однако, к сожалению, это не даёт им ни малейшего представления о том, КАК и ЗАЧЕМ нам нужно искать довольства Господа. Модель «успешного человека» сегодня – это антипод образа праведника прошлого.

Реальность боготворит совсем других героев, в то время как у нас есть эталоны намного круче. В первую очередь это сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), явивший всему миру пример высокой нравственности и непоколебимой воли в поклонении Создателю. Образ жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был перенят поколениями следующих мусульман, которые, будучи ещё совсем юными, проявили незаурядную целеустремлённость на пути следования Исламу.

Например, Имам Аш-Шафии с шестнадцати лет не ел досыта, дабы «сытость не отягощала сердце и не делала душу чёрствой». Хадисовед с мировым именем Имам Бухари в возрасте 18 лет написал десятитомный труд, по которому учатся и по сей день. Основоположник одного из ведущих мазхабов имам Малик стал обучать людей уже в 17 (!) лет и посвятил этому делу 70 лет.

Именно такими и были «истинные» мусульмане прошлого, которых отличал прежде всего язык деяний, а не красноречие и липовый антураж. Подумай об этом, если ты ещё молод и не знаешь, в каком направлении плыть. А для закрепления сказанного давайте вспомним историю Джунайда Аль-Багдади. Передаётся, что после его смерти один из близких друзей увидел его во сне и спросил: «Как Аллах поступил с тобой?» На что тот ответил: «Исчезли те указания и выражения, истлели те знания, пропали те знаки, оказались полезными только ракааты намазов, которые мы совершали поздно ночью».

Думаю, именно этих строк будет вполне достаточно, чтобы ТЫ задумался(лась) над тем, на что ты хочешь потратить цвет всей своей жизни – молодость. Пусть Всевышний наделит всех нас крепким иманом и нерушимым упованием на Него.

Камаль Магомедов

 

[1] Аутфит – общее название наряда, куда входит одежда, сумка, аксессуары и т. д.

[2] Пинроллы – подвороты штанов.

[3] Мерч – любая продукция (одежда, посуда и т.п.) с коммерческой символикой.

[4] Трушный (сленг) – истинный, настоящий.

[5] Шипперить – представлять романтические отношения.

[6] Редизайн – изменение внешнего вида с целью повышения привлекательности.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.