Истинное очищение души в Исламе и его значение

4 Июль 2020
18386

 «Счастлив тот, кто знает глубинную сущность вещей», так звучит один из философских афоризмов, служащий источником душевных поисков. Стремление к счастью – закономерное стремление, ибо оно исходит от самого Творца, Который создал Вселенную и нас для любви, радости и счастья.

И не вина Всевышнего, если мы уничтожаем подаренное нам чувство счастья, следуя «нашёптываниям» иблиса. Трагическая замена высших душевных чувств злобой, агрессией и ненавистью возникает потому, что нам трудно понять истинный смысл божественного мироздания.

Иллюзорные, преходящие ценности, которые мы ошибочно считаем реальными, незыблемыми – семья, дом, автомобили и имущество – затмевают высшие, духовные богатства. Хотя материальные ценности в Исламе признаются в качестве радостей мира этого, нам свойственно забывать принцип умеренности и увлекаться именно этими, внешними радостями, «забывая» о том, что истинно реальная жизнь начинается после нашей смерти.

К сожалению, даже выполнение тех или иных требований ибады иногда сопряжено с признанием лишь внешних сторон поклонения Аллаху. Для доказательства этого суждения автор решил использовать отрывок дуа из книги издательства «ИМАН» в Казани:

«О Аллах, пусть наши салямы, саляты и молитвы спасут нас от всяческих бед и проблем, очистят от плохого и грехов!»

Нет сомнений, это величественные строки, посвящённые Пророку Мухаммаду , формирующие стремление мусульман к достижению нравственного совершенства, подготовке душ к встрече со Всевышним. Автор, повторяя эти строки, добавляет: «О Аллах, спаси нас от внутренних и внешних бед и проблем!» Эти слова он добавляет по причине понимания внутренних истоков всего зла, которые мы встречаем. Дело в том, что в салавате мы просим Аллаха избавления от последствий наших дурных дел, совершённых по наущению шайтана. Как в современной системе здравоохранения: врачи лечат последствия наших разрушительных поступков: злобы, агрессивности, зависти, обид и так далее.

Пора понять истину, которую знают верующие во Всевышнего: любая болезнь нам даётся лишь для того, чтобы мы вспомнили Аллаха и отказались от всего вредного, того, что мы сами наносим своей душе. Болезнь начинается на глубинном уровне, и только потом проявляется во внешних признаках.

Здесь то же самое: мы просим Аллаха избавить нас от болезней, страданий, потерь, ударов судьбы, не понимая, что всё это лишь последствия наших негативных внутренних эмоций. Поэтому автор каждый раз обращается Всевышнему, чтобы Он помог избавиться именно от тех разрушительных для души и тела эмоций – зависти, обид, злобы, презрения, злорадства – которые вызывают на нас беды и проблемы.

Мы не понимаем, что болезни, страдания, провалы планов или даже ранняя смерть есть воспитательные средства Аллаха. И, чтобы избавиться от них, мы обязаны перестроить свою душу и сознание, освободиться от всего разрушительного в чувствах и мыслях.

Смысл того, что автор хочет донести до читателя, очень ясно изложен в 48 аяте сура «Аш-Шура»:

فإن أعرضوا فما أرسلناك عليهم حفيظا ۖ إن عليك إلا البلاغ ۗ وإنا إذا أذقنا الإنسان منا رحمة فرح بها ۖ وإن تصبهم سيئة بما قدمت أيديهم فإن الإنسان كفور

(смысл): «Если же они, многобожники, отвернутся от веры в Аллаха, то Мы ведь не послали тебя (о Мухаммад) быть над ними хранителем, который охранял бы их деяния. На тебе лежит обязанность только довести до людей Истину, с которой тебя послал Аллах. И, поистине, когда Мы даём человеку вкусить Нашу милость, он радуется ей, а если его постигнет плохое [бедность, болезнь и другое] за грехи, которые он совершил ранее, то ведь человек неблагодарен». (сура Аш-Шура: 48)

Именно так и происходит: зло мы навлекаем на себя только за то, что уготовили наши руки, то есть за реальные дела. Однако естественно, что наши руки будут делать только то, что велят им наша душа и сознание.

Отсюда следует, что источниками всего «зла» – болезней, ранней смерти, страданий, несчастия, разрушенной судьбы и краха наших планов – выступают наши греховные чувства, эмоции и мысли. Поэтому и автор каждый раз просит Аллаха о спасении от внутренних бед как причин внешних проблем.

К сожалению, «…человек неблагодарен», так как он попросту не понимает, что виноват в своих бедах прежде всего он сам. Поэтому нам свойственно обвинять: родителей, детей, погоду, соседей, власти, министра, дворника, водителя и прочих, «из-за которых» нам стало плохо.

Нет, в том, что нам плохо, виноваты только мы сами. И смысл Ислама именно в том, чтобы мы, совершая суджуд десятки раз в день во время намаза, обращались к Аллаху с самой главной просьбой – помочь нам держать души и разум в чистоте. Ибо только Он может нас спасти от постоянных «нашёптываний» иблиса и нафса.

Однако разрушительные последствия наших чувств, мыслей, слов и дел имеют отношение не только к нашей личности. Монотеизм, то есть Единобожие, основывается на единстве всего и всех. Это означает, что каждая личность, умма, животные и растения представляют собой единое взаимосвязанное целое, ибо сотворены Аллахом.

Поэтому то деструктивное, что творят отдельные люди, прямо или косвенно вызывает негативные последствия для общества и природы. Такова диалектическая природа Ислама, каждый отвечает за всех, и все отвечают за каждого. Закономерно, что такая черта этого мира отражена в Священном Коране. Всевышний Аллах в Коране говорит:

ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُمْ بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ قُلْ سِيرُوا فِي الْأَرْضِ فَانْظُرُوا كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الَّذِينَ مِنْ قَبْلُ ۚ كَانَ أَكْثَرُهُمْ مُشْرِكِينَ

(смысл): «Появилось нечестие [беды, несчастья и катастрофы] на суше и море по причине того, что приобрели руки людей [по причине грехов, совершаемых людьми], чтобы дать им вкусить часть того, что они натворили [чтобы наказать их за часть грехов] уже в этом мире, чтобы они покаялись и вернулись к повиновению Аллаху.

Скажи, о Мухаммад, тем, которые не уверовали: "Странствуйте по земле и посмотрите, каков был конец тех, которые жили раньше. Большинство из них было многобожниками, и были они погублены за своё неверие"». (сура «Ар-Рум»: 41, 42)

Разве они не передают то, что происходит сегодня на Земле: на Аравийском полуострове играют в снежки, в Москве зимой можно ходить в рубашке, океанские ураганы резко активизировались, в Европе ветер переворачивает автомобили…

Можно было бы продолжать ещё долго, перечисляя природные катаклизмы. Причём одни учёные говорят о потеплении из-за деятельности людей, другие это отрицают. Никто не вспоминает про волю Аллаха, Которому принадлежит всё, ибо многие учёные – материалисты.

Однако если они признают законы и принципы диалектики, то должны признать, что Всевышний есть абсолютный Творец и Руководитель, без него не происходит ничто на Земле и в космосе.

«… нечестие на суше и море…» – это не только природные катастрофы, которых всё больше и больше. Это и резкий рост численности заболеваний, смертности и, как ни странно, «омоложение» старческих болезней. Простатит из болезни шестидесятилетних стариков стал бедой тридцатилетних парней со всеми вытекающими последствиями. У девушек также происходит «омоложение» болезней, среди которых самое значительное – бесплодие.

Медицина и фармацевтика развиваются бурными темпами, однако рост старых болезней и появление новых идёт еще интенсивней. По этому поводу 42 аят суры Ар-Рум не оставляет никаких сомнений:

«…посмотрите, каков был конец тех, которые жили раньше! Большинство из них были многобожниками».

Истинно так, исчезают великие государства, которые превращали народы в рабов, грабили и уничтожали. Однако пришло время, и по воле Аллаха их не стало. Сколько бед и страданий принесли человечеству многобожники великой Римской империи, а они исчезли. Сохранился лишь мёртвый язык римлян. Такова судьба всех язычников, сегодняшних в том числе.

Богатство, изобилие и власть западных и восточных держав временны и иллюзорны. Если у людей в душах не возобладает Добро, Милосердие, Коллективизм, и Любовь не станет универсальным средством решения всех конфликтов, то современные материалистические общества исчезнут, как канули в Лету персидская, наполеоновская, британская и другие империи.

Только монотеистическое мировоззрение способно воспитать высокую нравственность личности и общества, которая обеспечит благополучное будущее народов мира.

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.