Правда ли, что Аллах любит чихание?

1 Март 2018
13523

Религия Ислам регулирует образ жизни каждого мусульманина и даёт ответы на все его вопросы. Ислам затрагивает каждую сферу жизни мусульманина, чтобы у него не оставалось вопросов. Поэтому в Исламе принято соблюдать правила поведения в любой ситуации.

Имея в распоряжении предписания Всевышнего Аллаха, переданные через Его Пророка ﷺ, относительно всякого действия и каждого случая, который может произойти с человеком, даже такого, как чихание, мусульманин может поступить наилучшим образом и получить за это награду. Это ли не благо и милость Аллаха?

Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنّ الله يُحِبُّ العُطاسَ ويَكْرَهُ التثاؤبَ

«Поистине, Всевышний Аллах любит чихание и не любит зевоту». (Имам Ахмад 2/265, Бухари 6223)

Как указывают учёные богословы, смысл этого хадиса заключается в том, что достойна похвалы причина чихания. Чихание вызывается лёгкостью тела, являющаяся следствием умеренности в еде, придерживаться которой рекомендует шариат, поскольку это ослабляет силу страсти и помогает заниматься поклонением Аллаху, тогда как зевота представляет собой полную противоположность чиханию.

В том, что Всевышний Аллах любит чихание, у нас не может возникнуть сомнения, ибо об этом недвусмысленно говорится в вышеприведённом хадисе, который приводится в нескольких сборниках достоверных хадисов. Кроме того, у чихнувшего человека, или у того, кто присутствовал рядом с чихнувшим, есть возможность получить ещё и вознаграждение от Всевышнего.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк ﷺ сказал:

إنّ الله يُحِبُّ العُطاسَ ويَكْرَهُ التّثاؤُبَ فإذا عَطَسَ أحَدُكمْ فَحَمِدَ الله كانَ حقّاً على كلِّ مُسْلِمٍ سَمِعَهُ أنْ يَقولَ لهُ يَرْحَمُكَ الله

«Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): "Ярхамука-Ллах" – "Да помилует тебя Аллах"». (Имам Ахмад, 2/428; Бухари в 6226; Абу Дауд, 5028; Тирмизи, 2747)

Как сказано в вышеприведённом хадисе, ответить на чихание словами «Ярхаму-ка-Ллах», если чихнувший воздал хвалу Всевышнему Аллаху (произнёс «Аль-Хамду ли-Ллах»), является обязанностью мусульманина перед другим мусульманином.

Если кто-то рядом чихнул и не воздал хвалу Всевышнему Аллаху, то человеку, который находится рядом, не следует отвечать ему благопожеланием (ташмитом).

От Анаса Ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаётся:

عطس رجلان عند النبي صلى الله عليه وسلم، فشمت أحدهما ولم يشمت الآخر، فقال الذي لم يشمته: عطس فلان فشمته، وعطست فلم تشمتني، فقال: "هذا حمد الله تعالى، وإنك لم تحمد الله تعالى

«Однажды два человека чихнули в присутствии Пророка ﷺ, и одному он сказал: "Ярхамука-Ллах" (Да помилует тебя Аллах), другому же он этого не сказал. Тот, кому он этого не сказал, спросил: "Почему, услышав, как чихнул такой-то, ты сказал:

"Ярхаму-ка-Ллах", а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?" В ответ ему Пророк ﷺ сказал: "Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Аллаху Всевышнему не воздал"». (Бухари, Муслим)

Также от Абу Мусы Аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا عطس أحدكم فحمد الله تعالى فشمتوه، فإن لم يحمد الله فلا تشمتوه

«Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, обратитесь к Аллаху с мольбой за него, а если он не воздаст Аллаху хвалы, то не делайте этого». (Муслим)

Согласно указанию, которое содержит в себе этот хадис, не следует говорить ничего тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху.

Исходя их этого, самому чихнувшему следует по меньшей мере произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали те, кто будет находиться рядом с ним. Благодаря этому человек получит право на благопожелание, на которое он должен будет дать соответствующий ответ.

Всё, о чём говорится в вышеприведённых хадисах, является желательным, а не обязательным. Большие учёные нашего мазхаба указывали, что благопожелание чихнувшему (ташмит), то есть произнесение слов «Ярхаму-ка-Ллах» относится к категории суннат аль-кифая, что если эту сунну выполнит кто-либо из присутствующих, то этого будет достаточно для остальных.

Несомненно, если эти слова произнесёт кто-то из присутствующих, этого будет достаточно, но будет лучше, если это скажет каждый. На это указывает буквальный смысл вышеприведённых слов Пророка ﷺ: «…каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): "Ярхаму-ка-Ллах"».

Исходя из всего этого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах любит чихание и причины, вызывающие чихание. Помимо этого, каждому чихнувшему или тому, с кем рядом чихнул человек, даётся возможность получить вознаграждение, воздав хвалу Всевышнему или ответив на это ташмитом.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Нурмухаммад Изудинов

 

Смотрите также:

Раскаивающийся – любимец Аллаха

Что нужно сделать, чтобы заслужить любовь Аллаха?

Любовь к Всевышнему Аллаху

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.