Лучшее средство для отречения от мира

26 Апрель 2018
4556

Человек, который не внемлет побуждениям учёных, окажется в убытке и проигрыше, ибо он совершил притеснение лишь по отношению к себе. Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن ذُكِّرَ بِآيَاتِ رَبِّهِ فَأَعْرَضَ عَنْهَا وَنَسِيَ مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ إِنَّا جَعَلْنَا عَلَى قُلُوبِهِمْ أَكِنَّةً أَن يَفْقَهُوهُ وَفِي آذَانِهِمْ وَقْرًا وَإِن تَدْعُهُمْ إِلَى الْهُدَى فَلَن يَهْتَدُوا إِذًا أَبَدًا

«Кто же является более несправедливым и притесняющим, чем тот, кому поведали о знамениях его Господа, а он отверг их и предал забвению свои греховные деяния? Поистине, Аллах накинул на их сердца покровы и поразил их уши глухотой, чтобы они не постигли Коран. Если даже ты призовёшь их ступить на прямой путь, они никогда не последуют прямым путём» (сура «Аль-Кахф», аят 57).

А человек, который внемлет наставлениям, должен оставить всё, что отворачивает его от праведного пути, от которого его отторгает лишь любовь к мирской жизни и беспечность по отношению к Всевышнему Аллаху и Судному дню.

Ежедневно сразу после утреннего намаза, когда ум чист, постарайся осмысливать своё назначение, старайся в течение часа освободить и очистить своё сердце, размышляя о своём состоянии, поразмышляй о своём начале, о конце.

Отчитай себя, подумай о своей душе и скажи ей: «Поистине, я торговец, находящийся в пути, и прибыль моя – вечное счастье и удовлетворённая встреча с Всевышним Аллахом, убыток – это вечное несчастье и лишение возможности лицезреть Создателя.

Основным капиталом моей торговли является моя жизнь, и каждый вздох – это кладезь, бесценное богатство. Если получишь прибыль, то будешь вечно счастливым. А разве есть прибыль лучше этой?

По окончании жизни закончится и торговля, а вместе с ней и возможность получения прибыли, и это влечёт за собой отчаяние. И сегодня Всевышний отсрочил мою смерть на один день, и мне дана возможность для покаяния и поклонения. Если бы я умер, я бы захотел вернуться в мир на один день, чтобы совершить благие деяния.

Ты же, душа моя, считай, что умерла, и сегодняшний день – это и есть тот день, которым Аллах одарил тебя и на который вернул тебя в дольний мир, старайся поклониться Всевышнему в этот единственный день, ибо не будет возврата к упущенному.

А если не умрёшь сегодня, считай завтрашний день таким же единственным подаренным тебе Создателем днём и усердствуй в нём так же, как сегодня. Не обманывай себя тем, что Творец простит тебя. Такая надежда может оказаться ложной, и тебе уже больше некуда будет обращаться.

Но даже если Аллах и простит тебя, ты лишаешься того блаженства, которое получат люди, творившие добро. Ты будешь чувствовать себя униженным, тебя охватит сожаление и печаль, когда вокруг тебя другие будут наслаждаться благами Всевышнего».

А если душа спросит тебя: «Как стараться, что делать?», то скажи ей: «Оставь то, что отдалится от тебя со смертью, и усердствуй в поминании Аллаха, который поможет тебе, и повинуйся Ему. Лишь в этом твоё спасенье».

Если душа скажет: «Как я отрекусь от мирской жизни, ведь в сердце моём укрепились связи с ней?», то скажи ей: «Приступи к прерыванию связей с мирской жизнью из глубины сердца. Найди самую прочную связь, такую, как любовь к богатству или высокому положению в обществе, к знатности или вражде, к прихотям и страстям живота или половых органов, или другие качества, губящие тебя».

Ты должен размышлять только о величине тех бед и погибели, которые они влекут за собой и, соответственно, погубят тебя, и торопиться бороться с ними и противостоять им. Возможно, тогда ты избавишься от них, и да сопутствует тебе удача и помощь Всевышнего Аллаха.

Затем скажи своей душе: «Представь, что ты всю жизнь болеешь и всю жизнь ищешь исцеления для себя. И вот какой-то врач, которому ты веришь, сообщил тебе, что все вкусные, сладкие блюда вредят тебе, а отвратительные, неприятные лекарства принесут тебе пользу.

Разве не будешь ты, следуя слову врача, терпеливо переносить горечь лекарства, надеясь на выздоровление? Разве не переносишь ты терпеливо тяготы и усталость во время долгого путешествия, желая отдохнуть у себя по прибытии домой?

Поистине, ты также путешественница, и пристанище твоё – потусторонний вечный мир, а путешественник не предаётся отдыху и переносит утомление и лишения. Если же станет он отдыхать, то прервётся его путь, и он погибнет».

Когда какой-нибудь врач, даже неверующий, говорит тебе, что у тебя сахарный диабет и это смертельно опасно, неужели ты больше веришь простому врачу, чем Всевышнему Аллаху, Пророку и всем мудрецам, которые предупреждают тебя о бесконечных мучениях? Тем более что все эти мерзкие поступки не приносят пользы даже в этой жизни.

Также скажи ей: «О душа моя! К чему же из мирской жизни ты стремишься? Если ты стремилась к мирскому имуществу и обнаружила – как же оно далеко! – то ведь есть множество людей, которые богаче тебя.

Если ты стремилась к авторитету среди людей – какая большая разница! – ведь есть среди людей такие, которые будут властвовать над тобой, и их положение будет намного выше твоего!

Если ты поймёшь беды мирского и силу мучений, которые постигнут тебя из-за него в потустороннем мире, разве не станешь ты считать мирское ниже своего достоинства и пренебрежительно отказываться от него, оставляя его для подлых, низких его (мирского) сотоварищей? Разве не знаешь ты, что если отвернёшься от мирской жизни и станешь стремиться к жизни вечной, то будешь единственной в своём роде, подобной которой не найти далеко окрест?

Если ты всё же будешь стремиться к мирскому, то среди людей найдутся те, которые опередили тебя в нём, и тьфу на такое мирское, в котором тебя опередили другие, недостойные люди. Подумай, о душа, о себе, ибо никто, кроме тебя самой, не будет думать и беспокоиться о тебе!»

Не переставай таким образом контролировать свою душу и обращаться к ней до тех пор, пока она не станет повиноваться тебе в следовании по прямому пути, ведущему к Всевышнему Аллаху.

Поистине, такое наблюдение за своей душой, если ты обладаешь разумом, для тебя важнее, чем внимание к недостаткам других людей. Почему ты замечаешь только чужие мизерные недостатки, ведь ты не ведаешь о том, что таится у них в сердцах?

Ведь Всевышний смотрит только на сердце, являющееся вместилищем намерений человека. Видел ли ты человека, который знает, что под его одеждой есть ядовитые скорпионы и змеи, желающие совершить смертельный укус, и который, взяв в руки веер, старается отогнать мух и комаров от людей, предостерегая их от укусов?

Разве заслуживает человек, совершающий подобное, чего-либо, кроме позора и срама? Знай, что это пример того, как ты занят чужими недостатками, пренебрегая контролем над собой и своей душой.

Всё это ты поймёшь, конечно, после смерти, когда откроется суть твоих деяний в тот день, когда не остаётся ничего тайного. Но разумный человек будет внимать предупреждениям, ибо если в течение долгого времени оставлять свою душу без контроля, то, поистине, она не оставит тебя в покое, дабы ты мог обращаться к своему Господу и Его поминанию.

Помимо того, если ты поразмыслишь, то поймёшь, что выполнение всех предписаний Всевышнего приносит только пользу и в этой жизни, и при этом ты ничего не теряешь. А наслаждение запретным подобно миражу, которое оставит тебя ни с чем и в этой, и в потусторонней жизни.

И затем знай, что если душа опять станет противоречить тебе, то накажи её тем, что может удержать её, и знай, что твой нафс подобен собаке, которую можно усмирить только путём тренировки и наказания.

Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.