Страх перед Аллахом как основа спасения

10 Май 2018 1778

Величие Посланника Аллаха Исы (мир ему) заключается в том, что он пришёл к евреям с новыми нравственными принципами и заповедями. Он пришёл не заменить монотеизм иудеев, а дополнить заповеди Мусы (мир мир) более мягкими, гуманными положениями, направленными на формирование гармоничной личности и общества.

Однако то, что Иса (мир ему) провозгласил все народы мира единоравными перед Всевышним братьями и сёстрами, евреям не понравилось. Ибо они возгордились из-за своей богоизбранности, ставя себя выше иных народов, за что Аллахом были наказаны и рассеяны по миру.

Важнейшим нововведением нравственного учения Исы (мир ему) было провозглашение любви универсальным средством регулирования вопросов жизнедеятельности отдельной личности и всего общества.

Она как олицетворение милосердия, милости, добра, сострадания, терпения и братства должна была обеспечить социальную гармонию. То есть создать условия, когда не будет нищих и униженных, прекратятся войны и насилие, между народами воцарится гармония сотрудничества и взаимопомощи.

Главным стимулом жизнедеятельности всех без исключения людей станет стремление творить добро, помогать лишённым, уступать, а не копить материальные блага за счёт эксплуатации слабых и за счёт злоупотребления природных богатств.

Кто читает эти строки, согласится с тем, что здесь перечислены черты совершенно фантастического общества, полностью исключающего реальность социального бытия.

По истечении двух тысячелетий после начала проповедей Исы (мир ему) мы можем говорить, что, действительно, учение Посланника Аллаха (мир ему) сыграло принципиально важную роль в формировании гуманных черт личности и взаимоотношений между людьми.

Однако с сожалением надо констатировать, что люди по-прежнему остаются во власти своих природных инстинктов, своего эго (нафса). Алчность, властолюбие, гордыня были и остались главными чертами большинства людей.

Как и две тысячи лет назад, СИЛА и АГРЕССИЯ остаются приоритетными методами решения международных проблем. Если при Исе (мир ему) роль мирового насильника и эксплуататора играли римские императоры, то сейчас – президенты США.

Так почему исходящее от Творца нравственное учение Пророка Аллаха Исы (мир ему) не стало правилом жизнедеятельности для человечества? Истинный ответ может быть дан, только если вспомнить диалектику. Её законы и принципы гласят, что совершенствование и развитие абсолютно всех аспектов бытия возможно лишь благодаря борьбе противоположностей. Так вот, последователи Исы (мир ему) не смогли понять смысл диалектического учения Посланника.

Иса говорил: «Превыше всего любовь к ближнему, если ударили по правой щеке, подставь левую». Однако эти высоконравственные призывы – всего лишь половина учения Исы (мир ему), именно её и смогли воспринять его Апостолы. Поэтому благодаря их деятельности у христиан воспитывались черты самоуничижения, пассивности и покорности.

Последователи Исы (мир ему) не смогли понять диалектичность учения и поступков Посланника. Он говорил: «Стучите, и вам отворят», – то есть призывал быть активным и защищать свои интересы, а не только «подставлять левую щеку». Поэтому мы считаем, что учение Исы (мир ему) имеет диалектическую природу и сочетает мягкость с жёсткостью, уступчивость с требовательностью, щедрость с бережливостью.

Именно единство этих диалектических принципов, господствующих в Исламе, позволило мусульманам сохранить первозданные положения и нормы учения Пророка Мухаммада . В отличие от христиан, они смогли сберечь чистоту нравственных принципов Посланника , ибо воспитывались в сочетании божественной любви и страха наказания за нарушение заповедей Аллаха.

Современный российский исследователь сферы психологии С. Н. Лазарев доказывает, что страх не может создавать, а только сдерживает развитие. С этим нельзя не соглашаться, однако необходимо уточнить, что же именно сдерживает и подавляет страх. По нашему мнению, наши природные, животные инстинкты и деструктивные компоненты нафса. Поэтому страх божественного наказания в гармонии с любовью к Аллаху может дать самые лучшие результаты при движении нашей души на пути ко Всевышнему, к вечным райским садам.

Страх – обязательное условие реализации этой цели. Он позволит нам игнорировать сиюминутные нашёптывания иблиса, цель которого – не допустить наши души к поклонению Аллаху.

Наиболее конкретный вид страха – это страх адского наказания, которое грозит нам после смерти. Больше половины людей без страха наказания свой нафс преодолеть не может. Именно поэтому такие отрицательные явления, как агрессия, войны, злоба, зависть, обидчивость, жадность и страдания, вызванные ими, были и будут.

Чтобы избавиться от груза природных инстинктов и двигаться вперёд, к Аллаху, страх необходим нам, в данном случае автор подразумевает также и себя. Он знает свой багаж разрушительных качеств души и долгие годы стремится установить контроль над ними.

Именно постоянное напоминание о своей смерти и ответственности перед Творцом помогают сдерживаться. Самое главное – это представление адских страданий, которые грозят автору и миллионам людей за нарушение божественных заповедей.

Правда, были и будут миллионы людей, которые могут обойтись без угрозы наказания. Такую перспективу они заслужили своей праведностью и благочестием, многие находятся под божественным контролем, ибо такова воля Аллаха и их предначертание. Однако большинство из нас нуждается в страхе наказания, ибо такова наша судьба – преодолевать свои разрушительные качества.

По нашему мнению, любовь и страх представляют собой диалектическое единство. Его смысл – это увеличение любви к Аллаху посредством ограничения устремлений своего нафса к иллюзорным мирским радостям. Да, страх мало помогает в творчестве, зато он поможет нам сдерживать эгоистические наклонности, сдерживающие наше движение к Всевышнему.

Приведём аяты суры Аль-Муъминун, чтобы узнать будущее тех из нас, кто пренебрежительно относится к божественным заповедям и явно или тайно нарушает их:

وَمَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ فَأُوْلَئِكَ الَّذِينَ خَسِرُوا أَنفُسَهُمْ فِي جَهَنَّمَ خَالِدُونَ تَلْفَحُ وُجُوهَهُمُ النَّارُ وَهُمْ فِيهَا كَالِحُونَ

(смысл): «А у кого будут легки весы с благими деяниями, и перевесят их плохие поступки, те являются несчастными, которые нанесли ущерб самим себе, в Геенне [в Аду] будут пребывать вечно. Сжигает огонь их лица, и они в нём безлики». (сура Аль-Муъминун: 103-104)

Вот оно – наше будущее, если мы потеряем страх перед божественным наказанием. Огонь сжигает не только лица, но всё тело, секунда за секундой, год за годом. Чёрный огонь Ада, тьма, полное одиночество, ни мгновения передышки, и так – вечность. Может ли быть страшнее этого будущее человека? Никто не поможет, и мольбы к ангелам Ада, самому Малику и даже Всевышнему окажутся безрезультатными. Ибо Аллах дал нам годы жизни, чтобы подготовить себя к встрече с вечностью: Раем или адским пламенем.

У нас есть время до смерти, которая может наступить в любую минуту. Поэтому автор считает своей задачей и задачей всех здравомыслящих людей – прийти к Творцу с тяжёлой ношей, полной намаза, поста, зикра и благодеяний. Поэтому обращаемся мы к Аллаху с главной просьбой: «О наш Создатель, всели в сердца наши страх перед адским пламенем, чтобы пришли мы к тебе с чистой душой!».

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.