Чего не следует допускать во время ифтара?

23 Май 2018
7972

Всевышний Аллах даровал нам священный месяц Рамадан – месяц блага и бескрайней милости. Но не каждый из нас, к сожалению, осознаёт величие этого благословенного подарка Всевышнего. Более того, вместо благих дел некоторые люди совершают грехи или нежелательные поступки.

За последние годы месяц Рамадан совпал с весенне-летним временем, и период соблюдения поста стал одним из самых продолжительных. Поэтому каждый старается как-то избежать голода и жажды и пробует для этого разные методы.

Некоторым кажется, что чем больше они во время ифтара и сахура смогут набить себе желудок едой, тем проще им будет держать пост на протяжении всего последующего дня. Порой у людей расходы на продукты питания в этот месяц оказываются намного выше, чем в другое время.

Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не одобрял такого отношения к еде и принятию пищи. От Аль-Микъдама ибн Ма’дикариба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

ما ملأَ آدميٌّ وعاءً شَرًّا مِنْ بَطْنٍ، بِحَسْبِ ابنِ آدَمَ أَكَلاَتٌ يُقِمْنَ صُلْبَهُ، فَإِنْ كَانَ لاَ مَحَالَةَ: فَثُلُثٌ لِطَعَامِهِ، وثُلُثٌ لِشَرَابِهِ وثُلُثٌ لِنَفَسِهِ

«Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево. Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину [поддерживать свои силы], а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания». (Имам Ахмад, 4/132; Тирмизи, 2380; Ибн Маджах, 3349; Ибн Хиббан, 1348)

Аль-Хафиз Ибн Раджаб, комментируя этот хадис, сказал: «Поистине, этот хадис является важнейшим принципом, объединяющим в себе основные постулаты медицины».

ولهذا قال الحافظ ابن رجب عن هذا الحديث : إنه أصل عظيم جامع لأصول الطب كلها . وقد روي أن ابن ماسويه الطبيب لما قرأ هذا الحديث في كتاب أبي خيثمة قال : لو استعمل الناس هذه الكلمات يعني من قوله صلى الله عليه وسلم  : حسب ابن آدم أكلات يقمن صلبه  إلى آخره لسلموا من الأمراض , والأسقام ولتعطلت المارستانات ودكاكين الصيادلة

Передаётся также, что врач ибн Масивайх, прочитав этот хадис в книге Ибн Хайсама, сказал: «Если бы люди послушались этих слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то избавились бы от всех болезней, а больницы и аптеки пустовали бы».

Также Имам Аль-Газали в своей книге «Ихья ‘улум ад-дин» привёл комментарии некоторых философов к этому хадису: «Я не слышал ничего мудрее этих слов относительно ограничения питания».

وفي الإحياء ذكر هذا الحديث يعني تقسيم البطن أثلاثا لبعض الفلاسفة فقال : ما سمعت كلاما في قلة الأكل أحكم من هذا وقال  الحارث بن كلدة ) طبيب العرب : " الحمية رأس الدواء , والبطنة رأس الداء )

Арабский врачеватель и известный лекарь Аль-Харис ибн Кальда также сказал: «Диета является главным источником здоровья, а чревоугодие (обжорство; переполнение желудка) – основой всех болезней».

Эти бесценные советы и рекомендации от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) также подтверждены и современной медициной, и многократной практикой. Поэтому мы должны отказаться от практики бесполезного переедания во время ифтара и переполнения желудка во время сухура.

Питание, как, впрочем, любое действие мусульманина, должно быть полезным, здоровым и не приносящим вред как ему самому, так и окружающим. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нанесение вреда, даже в ответ на причинённый нам вред.

От Абу Са’ида Са’да ибн Синана аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ

«Недопустимо причинять вред ни без причины, ни причинять вред в ответ» (Ибн Маджах, 2341; Даракъутни, 4/228)

Нельзя наносить вред ни себе, ни другим. Всевышний Аллах запретил всё то, что вредит разуму, здоровью и обществу. И если мы потребляем куда больше калорий, чем необходимо нашему организму, если мы загружаем его вредными жирами, холестерином и прочим, то это уже можно отнести к разряду исрафа (расточительства).

Всевышний Аллах сказал в аяте Священного Корана:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«О потомки Адама (люди)! Облекайтесь в свои украшения [надевайте ваши самые красивые и чистые одежды] для каждой мечети [при совершении намаза и тавафа]; ешьте и пейте, но не излишествуйте [не переходите граней, которые установил Аллах] во всём этом, ведь поистине, Он не любит излишествующих – как в еде и питье, так и в другом». (сура Аль-Аʻраф: 31)

Набивая свой желудок в такое благодатное время, как Рамадан, человек не только приносит вред своему здоровью, но и может стать тем, кого не любит Всевышний Аллах.

Расточительством также может быть приготовление такого количества еды, которое мы сами не сможем употребить на ифтар или сухур, а оставшаяся еда в течение дня портится и пропадает. Точно так же наши женщины, позвав на ифтар гостей и желая продемонстрировать свою щедрость или состоятельность, стремятся наготовить больше, чем может быть съедено.

Пропавшая таким образом еда также не что иное как исраф, который порицаем самим Всевышним Аллахом и является проявлением неуважения к Его благам, дарованных нам по милости Щедрого Творца.

Возможно, именно сейчас, обернувшись назад, необходимо задуматься, стоит ли растрачивать впустую своё здоровье и имущество ради того, что не принесёт нам пользы ни в этом мире, ни в Ахирате. Поэтому нам ни в коем случае не следует допускать во время ифтара и сухура переполнения желудка.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.