К вопросу о приоритете адаба и ибады

29 Август 2018
3209

Одной из самых важных функций философской науки является критика. Её сущность выражается в критической оценке существующих в мире реальных явлений и объектов для объективного анализа их природы.

По мнению автора, данная функция является «опасной», ибо необходимо жёстко подходить к тем или иным явлениям, которые удовлетворяют многих людей, в том числе и мусульман. Нарушается принцип Пророка Исы (мир ему): «Не судите, да не судимы будете!»

Поэтому мы вынуждены отметить, что никого не судим, то есть не осуждаем. Мы только с горечью и болью говорим о тех непозволительных для честных мусульман деяниях, о которых речь пойдёт дальше.

Волей Аллаха автор 21 июля смог принять участие в знаменательном событии в жизни мусульман России – «Изге Булгар жыены» («Священный меджлис (собрание) в Булгаре»). По сути он и тысячи верующих стали свидетелями чудесного явления на берегу Волги.

Буквально за несколько лет рядом со священными для мусульман Волго-Уральского региона археологическими памятниками древнего города Булгар возник паломнический комплекс. Здесь есть великолепная мечеть «Ак мечеть» («Белая мечеть»), Исламская академия, палаточный городок для паломников, гостиница, естественно, торговые ряды. Стоит отметить, что прибывшие из регионов России гости могли без задержек разместиться в просторных палатках.

Главным событием стало официальное открытие, на котором выступили Президент Республики Татарстан, главы духовных управлений мусульман и христиан. Традиционно был проведён торжественный молебен с пожеланиями мира и благополучия россиянам. Завершилась официальная часть коллективным Зухр-намазом.

Как говорил герой фильма «Не может быть»: «Все чинно и благородно!». Если бы не одно событие, автор не сел бы за компьютер и не начал бы разговор о критической функции философской науки.

А случилось следующее. Проходя мимо торговых рядов, автор был привлечён необычайным ажиотажем вокруг одного ларька. Несколько десятков бабушек и дедушек возрастом 60-70 лет с небывалой активностью и настойчивостью пробивались к центру. Их целью было получение как можно большего количества бесплатной религиозной литературы. Оказалось, что одна из организаций привезла очень интересную и нужную исламскую литературу для бесплатной раздачи участникам мероприятия.

Призывы организаторов «Станьте в очередь, всем хватит!» никто не слушал: все были охвачены инстинктом жадности и нафса. Волновала их только одна мысль – взять побольше и быстрее. Тяжело было смотреть, как одетые по требованиям Ислама бабушки, расталкивая соседей, хватали десятки брошюр и тянулись за другими.

От массовой драки мероприятие спасло только то, что мужчин было только двое – автор и седобородый мусульманин. Со злобным лицом (прости, Аллах, за данную характеристику!) он отбивался от бабушек, стремясь захватить как можно больше книг.

Через 15 минут место было абсолютно пусто – только тяжёлые впечатления от проявления безнравственности (прости, Аллах!) наших сестёр, уверенных, что они истинные мусульманки. Ибо они безупречно выполняют требования ибады, мало того, стремятся новыми ритуалами более усердно служить Аллаху.

Вот тогда автор вспомнил слова одного из молодых директоров медресе Республики Башкортостан: «Десять процентов Ислама – это ибада, а остальные девяносто– адаб!». И пришла мысль, как нам ещё долго идти по «пути прямому», по дороге нравственного самосовершенствования, пока мы достигнем такой душевной высоты, когда наши эгоистические компоненты нафса– алчность, жадность, презрение окружающих, осуждение, гордыня, злорадство и страхи– по милости Аллаха уйдут в небытие, пока мы поймём, что Пророк Мухаммад посвятил своё учение не только безупречному выполнению требований ритуала Ислама.

Как указывают великие мыслители человечества, главная миссия Посланника Аллаха – это утверждение новой революционной морали – адаба, которая освобождает личность и умму от стремлений нафса, прежде всего – от алчности и скупости. Поэтому только постоянная память о том, что мы все грешны, и намаз, зикр и пост (и не только в месяце Рамадан) смогут нам привить нравственность Пророка Мухаммада .

Высказывая критические замечания в адрес наших уважаемых бабушек, на мгновение забывших своё истинное предназначение, автор не имеет никаких оснований для их осуждения, ибо он хорошо помнит поговорку: «Видишь соринку в глазу соседа и не замечаешь бревна в своём!»

У самого автора есть комплекс своих «брёвен», с которыми он ведёт борьбу, поэтому не допускает злорадства в адрес героев данной статьи. Я помню только главнейший принцип Ислама: «Мы не попадём в райские сады, пока нравственность и добро не станут правилами жизни. А они могут сформироваться только тогда, когда любовь к Аллаху и Его творениям не станет главенствующим принципом повседневности!». Так что автору и многим мусульманам есть над чем подумать и приложить большие усилия, чтобы изменить свои те или иные разрушительные черты.

Может, автор чересчур сгущает краски, и то, что он увидел – не правило, а исключение. Однако это было, и наличие алчности, стремления накопить материальные богатства у многих из нас отрицать нельзя. О последствиях этой нашей черты Аллах предупредил нас задолго до современности в суре Аль-Хумаза:

وَيْلٌ لِكُلِّ هُمَزَةٍ لُمَزَةٍ

«Горе (сильное наказание, унижение и погибель) обещано всякому хулителю (тому, кто порицает человека при нём самом) и поносителю (сплетнику, который злословит за спиной)». (сура Аль-Хумаза: 1)

Из достоверных хадисов Пророка Мухаммада мы решили привести следующий. От Джафара ибн Мухаммада, а ему – от его отца, а ему – от его деда (да будет доволен ими всеми Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

السَّخَاءُ شَجَرَةٌ مِنْ أَشْجَارِ الْجَنَّةِ ، أَغْصَانُهَا مُتَدَليَاتٌ فِي الدُّنْيَا ، فَمَنْ أَخَذَ بِغُصُنٍ مِنْهَا قَادَهُ ذٰلِكَ الْغُصْنُ إِلَى الْجَنَّةِ ، وَالْبُخْلُ شَجَرَةٌ مِنْ أَشْجَارِ النَّارُ ، أَغْصَانُهَا مُتَدَليَاتٌ فِي الدُّنْيَا ، فَمَنْ أَخَذَ بِغُصْنٍ مِنْهَا قَادَهُ ذٰلِكَ الْغُصْنُ إِلَى النَّارِ

«Щедрость – это дерево, корни которого в Раю, а ветви свисают в этот мир. Ухватившегося за них они (ветви) приведут в Рай. Скупость – это дерево, корни которого – в Аду, а ветви свисают в этот мир, ухватившегося за них они (ветви) приведут в Ад». (Байхаки)

Стремление к материальным богатствам, скупость и алчность представляют собой самые низменные качества людей, доставшиеся нам от животных предков (по мнению светских учёных). Ещё Пророк Иса (мир ему) говорил о том, что истинно верующие в Аллаха должны копить богатства духовные, а не материальные, которые сгниют и исчезнут.

Только Слова Всевышнего в Его Писаниях и труды учёных дают нам основу для формирования нравственности как признака истинной веры в Аллаха. Мы можем только молить Его спасти нас от болезней нафса–скупости и алчности.

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.