Люди, которые опередили других

20 Сентябрь 2018 1541

Поминание Всевышнего Аллаха (зикр) является одним из самых вознаграждаемых поклонений верующего. Тот, кто занят поминанием Аллаха, должен делать это наилучшим образом, чтобы получить наибольшую награду. И поминать Всевышнего ему следует, как можно чаще, чтобы оказаться в числе тех людей, которые часто поминают Аллаха.

О таких людях говориться в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):

أن رسول الله - صلى الله عليه وسلم - قال: سَبَقَ الْمُفَرِّدُون قالُوا: ومَا المُفَرِّدونَ يا رَسُولَ الله؟ قالَ: الذَّاكِرُونَ الله كَثِيراً وَالذَّاكرَاتُ

«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:"Муфарридуна опередили других".

То есть эти люди, которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал «муфарридуна» (посвящающие), раньше других смогут получить благоволение Аллаха, достичь высоких ступеней и оказаться в наилучшем положении.

Люди спросили: "А кто такие “муфарридуна”, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?" − на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха"». (Муслим)

Чтобы достичь такой высокой степени, степени муфарридунов, поминающий Аллаха помимо этого должен соблюдать некоторые важные рекомендации (адабы):

1. нахождение в состоянии большого и малого омовения;

Тому, кто занят поминанием Всевышнего Аллаха, крайне желательно находиться в состоянии большого (гусль) и малого (вузуъ) омовения. Это, несомненно, увеличивает его награду, хотя все учёные сходились во мнении о допустимости поминания Аллаха теми, кто находится в состоянии малого и большого осквернения.

Однако тому, кто находится в состоянии большого осквернения (женщинам, у которых начались месячные, или роженицам, у которых не прекратились послеродовые выделения), запрещается читать Коран, даже если дело касается части одного аята. Таким людям можно читать его только про себя (сердцем), не произнося слова Корана вслух.

2. чистота места, где человек поминает Аллаха;

Место, где человек занимается поминанием Аллаха, должно быть чистым и свободным, поскольку в этом проявляется уважение и к поминанию, и к тому, кого поминают. Именно поэтому поощряется поминание Всевышнего в мечетях и в других достойных местах.

Передаётся, что имам Абу Майсара ‘Амр ибн Шурахбиль (да будет доволен им Аллах), сказал: «Поминать Всевышнего Аллаха следует только в благом месте». («Ат-Тибьян фи адаби хамалат Аль-Куръан» 106)

Не только место, но и рот поминающего должен быть чист. Если у него появился неприятный запаха изо рта, необходимо устранить его. В таком случае лучше всего будет заранее устранить сам источник дурного запаха с помощью сивака или ему подобных средств.

Если же в рот человека попало что-нибудь нечистое, необходимо удалить это, помыв рот чистой, пригодной для омовения водой. В таком случае до очищения рта водой не рекомендуется заниматься поминанием Аллаха, но не запрещается.

Человеку, рот которого нечист, читать Коран также не рекомендуется, а относительно запретности этого большие учёные нашего мазхаба придерживаются двух мнений. Более верным Имам Ан-Навави считает мнение, согласно которому делать это не запрещается.

3. сидеть лицом в сторону киблы;

Если человек поминающий Аллаха сядет где-либо, ему следует повернуться в сторону киблы. Также желательно сидеть смиренно и спокойно, опустив голову. Азкары, совершенные в таком положении являются наиболее ценными.

Однако, разрешается заниматься поминанием и в других положениях, и в этом нет нежелательности, но если человек поступит так без уважительной причины, это будет означать, что он отказался от наилучшего.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), передаётся:

كان رسول الله - صلى الله عليه وسلم - يتكئ في حجري وأنا حائض، فيقرأ القرآن

«Когда у меня были месячные, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не раз ложился головой мне на колени и начинал читать Коран». (Бухари, Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит имам Аль-Бухари говорится:

ورأسه في حجري وأنا حائض

«..., и голова его лежала у меня на коленях, когда у меня были месячные».

Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), передаётся:

إني لأقرأ حزبي وأنا مضطجعةٌ على السرير

«Я читала свой хизб Корана (часть Корана, которую человек вменяет себе в обязанность читать ежедневно) лёжа на кровати». («Ат-Тибьян фи адаби хамалат Аль-Куръан», 165)

Исходя из этих и других хадисов, учёные сказали, что поминать Аллаха желательно во всех обстоятельствах, за исключением тех, указания на которые имеются в шариате.

К примеру, не рекомендуется поминать Аллаха во время удовлетворения естественных потребностей; при совершении полового сношения; во время хутбы, если человек слышит голос того, кто её произносит; тому, кто стоит во время молитвы, ибо стоящему следует заниматься чтением Корана, а также дремлющему.

Главная цель поминания Аллаха состоит в том, чтобы добиться присутствия сердца, к чему и следует стремиться поминающему, который должен размышлять о смысле произносимых им слов.

Независимо от того, поминанием Аллаха или чтением Корана занимается человек, он преследуют одну и ту же цель, поэтому в обоих случаях ему необходимо размышлять над тем, что он произносит.

В этой статье мы привели основные адабы, выполнение которых рекомендуется для того, кто занимается поминанием Аллаха или чтением Корана. Если тот, кто занят поминанием, будет соблюдать эти и другие рекомендации, он несомненно получит огромное вознаграждение.

Но если человек без уважительной причины не будет соблюдать вышеперечисленные рекомендации, это будет означать, что он отказался от наилучшего и упустил возможность получить больше награды.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.