Аяты суры Аль-Мунафикун в философии экзистенциализма

17 Октябрь 2018
3434

Великий древнегреческий мыслитель Сократ в своё время изрёк ряд величайших мудростей. Среди них особое место занимает принцип, согласно которому «зло исходит от невежества».

Это означает, что ведающий, то есть знающий человек не будет совершать действия, наносящие вред ему самому, окружающим людям, а также природе. Именно незнание сущности явлений в каких-либо сферах личностного и общественного бытия приводит к тяжёлым, часто к трагическим последствиям.

Например, уверенность людей в том, что религия и наука совершенно противоположны и антагонистичны друг другу, вызывала в течение сотен лет и сейчас вызывает массу ошибочных выводов как у отдельного человека, так и всего социума.

Например, большинство современных людей Запада и Востока, в том числе и России, уверены, что Христианство и Ислам представляют собой «бабушкины и дедушкины сказки», не имеющие никакого отношения к реальной жизни.

Однако ведающий, то есть знающий человек уверен в обратном. Именно монотеистические верования обеспечили рождение и развитие мировоззренческих оснований культуры, которая определила прогресс человечества в течение последних двух тысяч лет.

Произошёл «отказ от Всевышнего», который немецким философом Фридрихом Ницше был обозначен понятием «Бог умер!». Сейчас все мы являемся свидетелями того, что это вызвало: крах нравственных ценностей, распад традиционных семейно-брачных отношений, формирование нового человека – Homo Ekonomikus, смыслом жизни которого стало достижение материального благополучия при полном отрицании наличия бессмертной души.

Закономерно, что этот комплекс стал основой стратегических изменений, которые наиболее чётко проявляются в западных обществах – медленное вымирание белой расы от падения рождаемости. Хотя это никого не волнует – наоборот, все рады и довольны материальным изобилием, большими авто и домами, путешествиями по миру.

Это про них в своё время сказал Пророк Аллаха Иса (мир ему): «Пусть мёртвые хоронят мёртвых». Именно так, у современных европейцев дети постепенно перестают рождаться, на душевном уровне многие из них уже мертвы.

Так вот, ведающий человек уверен, что наука и религия представляют две стороны единого целого, имя которому – человек. Именно наука иногда помогает объяснить многие недоступные пониманию истины Писаний монотеистических верований.

То, что в Книгах Аллаха заложены великие истины, нам понятно. Но в данном случае мы ведём речь о том, что философская наука может помочь в понимании коранических аятов.

Речь идёт об аятах суры Аль-Мунафикун, которые автор оценивает как Величественные из-за информации, которые они несут. Хотя трудно выделить какие-либо аяты Священного Корана, ибо каждый из них имеет уникальные наставления.

Мы обратили внимание на эти аяты потому, что, по нашему мнению, они адресованы современному человеку, вступившему на путь ошибок и заблуждений.

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ ۚ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَٰلِكَ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ وَأَنْفِقُوا مِنْ مَا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَىٰ أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُنْ مِنَ الصَّالِحِينَ وَلَنْ يُؤَخِّرَ اللَّهُ نَفْسًا إِذَا جَاءَ أَجَلُهَا ۚ وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

«О вы, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток.

И расходуйте ради довольства Аллаха из того имущества, которым Мы наделили вас, до того, как придёт к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: "Господи! Если бы Ты предоставил бы мне небольшую отсрочку, то я стал бы давать милостыню, совершал бы благие деяния и стал бы одним из праведников".

Но никогда Аллах не даст отсрочки душе, когда придет время её смерти. И Аллах сведущ в том, что вы делаете». (сура Аль-Мунафикун: 9-11)

Любой современный ведающий человек понимает, что нынешние беды человечества – войны, новые болезни, природные катаклизмы и демографические проблемы – происходят именно из-за того, что имущество (деньги, авто, жильё) отвлекает людей от служения Аллаху.

Но нас волнует просьба умирающей личности, которая молит Всевышнего об отсрочке смерти. Что-то непонятно: ведь когда смерти нет, просить Аллаха рано, когда же она пришла – уже поздно.

Нет сомнений, у алимов есть свои варианты ответа. Однако автор предлагает своё видение посредством философской науки.

Дело в том, что в экзистенциализме как направлении философии есть понятие «момент экзистенции», который проявляет всю глубинную сущность личности. По-другому оно выражается как пограничное состояние – это ситуация, в которой человек смотрит смерти в лицо. Именно в эти кратчайшие мгновения между жизнью и смертью душа человека испытывает озарение о своей сущности.

Это происходит потому, что перед душой проходит вся жизнь в «ускоренном темпе». Все важнейшие моменты жизни человека от рождения до смерти проходят, и человек получает истину о том, как он провёл жизнь.

И если она была потрачена на карьеру, покупку машины, квартиры и на турпоездки, то личность с ужасом понимает: жизнь прожита совершенно зря. Нет у неё ничего, чтобы представить перед Аллахом: намазы, зикры, посты, милостыня мечети и нуждающимся. Вот тогда и происходит то, что изложено в Коране:

«Господи! Если бы Ты предоставил мне небольшую отсрочку, то я стал бы давать милостыню, совершал благие деяния и стал бы одним из праведников».

Таким образом, в эти мгновения человек понимает всю трагичность своего положения, осознаёт, что ноша у него «легка» – нет угодных Всевышнему деяний: жизнь посвящена карьере, достижению материального благополучия, славы, почёта.

Даже мысли о том, что он посвятил жизнь детям, трудясь день и ночь, чтобы и их обеспечить машиной и домом, его уже не утешают. Ибо каждый отвечает только за свои поступки.

Оказалось, что, обеспечив детей всем необходимым, он сделал им не добро, а зло. Ибо дети обязаны пройти свой путь, преодолевая трудности, сами зарабатывая на жизнь.

Имея хороший достаток, человек ни копейки не подарил нуждающимся, не пожертвовал на добрые дела. Ибо он был уверен, что каждый обязан заботиться о себе, что именно он сам и его семья представляют собой высшие ценности, ради которых стоит жить. У человека не было понимания того, что он живёт в обществе, где каждый чем-то связан с другим, что только в единстве людей происходит развитие уммы.

Когда до души личности доходят эти трагические истины, она готова заново пройти жизнь, чтобы исправить свои ошибки. Человек молит Аллаха об отсрочке, чтобы стать примерным мусульманином, заниматься благотворительностью, день и ночь читать аяты Писания, салаваты Пророку Мухаммаду , зикры, держать пост и так далее.

Однако на просьбу человека Всевышний отвечает: «Но никогда Аллах не даст отсрочки душе, когда придет время её смерти».

Нет, человек насмехался над теми, кто говорил об ответственности перед Аллахом, он отгонял прочь мысли о будущей смерти, стремился работой и наслаждениями жизни отдалить предстоящее. Однако от смерти никто не убежит. Момент экзистенции настал, душа полна трагедии и страха…

Представляя всё это, автор молит Аллаха о том, чтобы Он не дал нам забыть ни на мгновение, зачем мы сотворены Им, что вся иллюзорная жизнь дана нам только для того, чтобы держать реальный ответ перед Творцом о своих деяниях между рождением и моментом экзистенции.

Господи, помоги нам пройти по пути поклонения и вручить свои души Твоей милости!

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.