Терновый венок

19 Январь 2019 1527

 «То, что представляется нам тяжкими испытаниями, иногда на самом деле — скрытое благо». (Оскар Уайльд, «Как важно быть серьезным»)

Кое-что из содержания

1. Почему ты должен набить шишки?

2. Где достать билеты в Рай?

3. Ты точно хочешь спокойной и безмятежной жизни?

Пролог

Приветствую всех, дорогие друзья, и спешу предоставить вам очередную порцию пищи для размышлений.

Как вы, наверное, успели заметить, на днях Инстаграм вновь пополнился жуткими новостями о смертельных ДТП и о многом другом, от чего волосы на голове встают дыбом.

И если для большинства юзеров всё это лишь очередной отрицательно заряженный контент, то для «главных героев» вышеназванных событий это поистине титаническое испытание на прочность.

Согласитесь, легко учить других проявлять сабр, читая о чужих трагедиях и страданиях, и совсем другое дело – самому быть действующим лицом такого «боевика». В таких случаях уровень эмпатии зависит от индивидуальных черт конкретного человека и во многом отображает его духовную сущность (равнодушие и сопереживание).

В ОДНИ ВОРОТА

Всевышний Аллах сказал:

أَحَسِبَ النَّاسُ أَنْ يُتْرَكُوا أَنْ يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ

(смысл): «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: "Мы уверовали"? (Нет, они непременно будут подвергнуты испытанию Аллахом, чтобы отличились правдивые верующие от лицемеров)». (сура Аль-Анкабут: 2)

Возможно, это прозвучит провокационно, но, мне кажется, большинство из нас были бы не против прожить спокойную, лишённую потрясений жизнь и медленно, но верно, словно по эскалатору, подняться и шагнуть в райскую обитель.

А почему бы, собственно, и нет? Ведь испытания на то и испытания, что порой могут выбросить нас из седла и воткнуть головой в канаву, и, если не кривить душой, то ничего приятного в этом нет.

Жизнь мусульманина со стороны напоминает попытку обуздать дикого мустанга и при этом не потерять лицо. Причём иногда это «родео» оказывается настолько жёстким, что способно навсегда нас сломить и деморализовать.

Всевышний Аллах в священном Коране говорит:

الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ

(смысл): «Который создал в этом мире смерть и жизнь, чтобы испытать вас, о люди, кто из вас лучше по деяниям. И Он – Величественный, Прощающий». (сура Аль-Мульк: 2)

То есть Господь нас заранее предупредил, что для истинно уверовавших пребывание на этой планете не будет воскресной прогулкой между бассейном и полем для гольфа. В Своей книге Он напоминает нам: «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: "Мы уверовали?"»

Но почему-то нам всегда хочется верить в то, что «всё будет хорошо» или «все умрут, а я останусь». Парадоксально, но это так.

Однако, если бы эта ванильная химера действительно чего-то стоила, то Всевышний не насылал бы на Пророка Аюба (мир ему) сильнейший телесный недуг, не позволил бы жителям Таифа закидать Хабиба (мир ему и благословение Аллаха) камнями, а Пророку Юсуфу (мир ему) быть вероломно преданным собственными братьями.

Однако они, любимцы Аллаха, были испытаны Всевышним в числе первых, и чтобы «подтвердить» свой пророческий статус, они прошли огонь, воду и медные трубы.

В Книге всех книг о неизбежности испытания говорится следующее:

وَلَنَبْلُوَنَّكُم بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ

(смысл): «И Мы непременно испытаем вас страхом, голодом, бедностью, смертью некоторых любимых вами людей и потерей в плодах, – и обрадуй терпеливых тем, что их в итоге ожидает благодатный Рай, тех (терпеливых), которые, когда их постигает какое-нибудь бедствие, осознавая, что они рабы Всевышнего Аллаха, говорят: "Поистине, мы принадлежим Аллаху, и поистине, мы к Нему возвращаемся"». (сура Аль-Бакара: 155-156)

Но мы же, чёрт возьми, избранные! Мы ведь совершаем намаз, постимся и даже иногда ездим в хадж! Разве этого недостаточно, чтобы забронировать себе место в «отеле» под названием Фирдавс?

К сожалению, именно с такого ракурса порой смотрят на свою жизнь некоторые мусульмане, напрочь забывая, что тленная дунья – это всего лишь поле испытаний, а не пятизвездочный отель.

Сады Эдема и Золотое Руно

Мы подвергаемся испытаниям на этом свете с различных точек обстрела. Например, привязываемся к определённым людям, после чего теряем их и впадаем в жесточайший депрессняк. И проявим ли мы в данном случае терпение или до конца своих дней будем скорбеть над тем, что уже не вернуть? Вопрос на миллион.

С другой стороны, нас может караулить печаль и затяжная хандра, когда под грузом проблем мы опускаем руки и надолго впадаем в сплин. Однако Всевышний Аллах и тут нас предостерегает:

وَلَا تَهِنُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَنتُمُ الْأَعْلَوْنَ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

(смысл): «Не опускайте руки и не печальтесь тому, что произошло с вами при горе Ухуд, ведь вы будете на высоте [победите], если действительно являетесь верующими». (сура Али ‘Имран: 139)

Также довольно часто человек парится о том, как он что-то там профукал и что второго такого шанса, вероятно, больше никогда не представится. Да, отчасти это нормально – переживать о том, что ты где-то облажался, но это не повод считать, что Всевышний больше никогда не откроет тебе зелёный свет.

В Последней Книге есть такие слова Господа миров:

فَأَثَابَكُمْ غَمًّا بِغَمٍّ لِّكَيْلَا تَحْزَنُوا عَلَى مَا فَاتَكُمْ وَلَا مَا أَصَابَكُمْ وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

(смысл): «И воздал Аллах вам за то, что вы огорчили Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), огорчением за огорчением, чтобы вы не печалились о том, что миновало вас и что вас постигло [страх и поражение]. И ведь Аллах сведущ в том, что вы делаете». (сура Али ‘Имран:153)

Как видите, друзья мои, когда речь заходит о помощи Всевышнего, то тут можно рассчитывать на двойной джек-пот.

Разные

Несомненно, несмотря на схожее анатомическое сложение, мы довольно разные. Кто-то топит за ЗОЖ и пьёт по утрам кефирчик, в то время как другой предпочитает текилу в компании гламурных цыпочек. Именно поэтому каждый из нас видит испытания там, где хочет достичь желаемого.

И если для кого-то неудача в момент совершения греха кажется «испытанием», то для других это знак свыше.

Постскриптум

Часто шум чужих мнений сбивает шёпот, который мы должны услышать, чтобы не спутать золото с оловом, а лампочку – с солнцем. Этого не произойдёт, если изучать жизнь Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в которой одни испытания сменялись другими, и так – до последнего вдоха.

Именно его жизнь является для нашей уммы лучшим примером того, что самые любимые из Его рабов непременно будут испытаны на прочность. И напоследок, друзья мои, помните о главном:

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا مَا آتَاهَا سَيَجْعَلُ اللَّهُ بَعْدَ عُسْرٍ يُسْرًا

(смысл): «Не возлагает Аллах на человека сверх того, что Он даровал ему. И Аллах устроит после тяготы облегчение (после бедности дарует богатство)». (сура Ат-Талак: 7)

Камаль Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.