Я ПРАВ!

15 Февраль 2019 1131

«Конфликты, они повсюду, они касаются всего, что мы делаем, всех, с кем мы общаемся, но самое смешное – то, что все споры по сути одинаковы. Два человека кричат, обвиняют друг друга, избегают и при этом боятся сказать друг другу о своих чувствах. Просто поговорите, когда хочется сбежать, откройтесь, когда хочется напасть, это же так просто, так очевидно, но в то же время так тяжело». (М. Литвак)

Наковальня

Как бы это ни резало уши, но надо признать, что в последнее время (а оно реально «последнее») ненужных конфликтов в стране мусульман становится всё больше и больше.

Причин, по которым банальные «непонятки» перерастают в традиционное «быкование» и взаимное «включение рогов», может быть валом: примитивный спор, неуместный подкол, сказанное в лицо оскорбление и т. д. и т. п.

И самое стрёмное, что такие инциденты со сверхзвуковой скоростью попадают в интернет, где благодаря накалу страстей только усугубляются. Так уж получилось, что самыми полюбившимися темами в виртуальном пространстве давно уже являются треш, склоки и слухи, от которых просто некуда спрятаться.

И зачастую, когда дело касается «острых углов», люди разделяются на два типа: первые – те, кто имеет выдержку и может обуздать эмоции, вторые – те, кто на горячую голову привычно ломает дрова.

И если первые практически из любых ситуаций находят выход, то вторые мгновенно поджигают «фитиль споров» и топят, что называется, докрасна. О том, почему же конфликтность – это полный отстой, мне бы сегодня хотелось потолковать.

В общем, жарим попкорн и ищем тележку с сахарной ватой. GO!

Кнопка «Пуск»

Билял бин Са‘ад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если увидишь упорствующего, спорящего и восторгающегося собственным мнением человека, то знай, что понёс он полный ущерб».

Несомненно, сегодня спор – это гигантский магнит, притягивающий внимание общественности, подобно взрыву на складе пиротехники. Именно поэтому у нас с таким упоением следят, как Андрей Черкасов в «Доме-2» лупит женщин, а школота из 8 «Б» выясняет в комментах, чья команда круче.

И вся эта суета из-за того, что конфликты сегодня – это в каком-то смысле норма поведения. Кто-то скажет, что так было всегда: люди «кипешовали», «рамсили», мирились, и всё, в общем-то, было зашибись.

Однако, позвольте! Никогда прежде человек не пропагандировал конфликт как едва ли не единственный выход из сложившейся ситуации. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

ما ضل قوم بعد هدى كانوا عليه، إلا أوتوا الجدل الت

«Не сбился народ с истинного пути, после того как становился на него, кроме как из-за споров». (Тирмизи, 3253)

Вот и наше странное поколение впадает в это самое заблуждение как раз таки из-за постоянных и повсеместных разборок, которые редко заканчиваются на мажорной ноте. Причём решение, как это часто бывает, происходит по самому примитивному и первобытному принципу: кто сильнее, тот и прав. Автоматически.

Возможно, потому, что сегодня никого уже не колышет, сколько весит твоя правда, если за оппонентом на 200 гр. больше свинца, а за спиной толпа накаченных кентов, готовых газовать за «брата», пока он чего-то стоит.

Конечно, со стороны эта «брутальная идиллия» выглядит круто и помпезно, но, как сказал Посланник Аллаха :

أَنَا زَعِيمٌ بِبَيْتٍ فِي رَبَضِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْمِرَاءَ وَإِنْ كَانَ مُحِقًّا

«Я ручаюсь (обещаю) за дом в окрестностях Рая для того, кто станет отказываться от споров, даже если будет прав». (Абу Дауд, 4800)

Выходит, быть вечно заряженным быком – вовсе не «чОтко». А вся эта негласная реклама «крутости» не более чем очередной мыльный пузырь нафса от нашего закадычного «друга» иблиса. И если вам до сих пор кажется, что в споре вы одерживаете победу, то считайте, что вы здорово лоханулись.

Эго и Сабр. Война Миров.

Грань, где заканчивается Эго и начинается Сабр, едва уловима. И по закону подлости в большинстве случаев маятник смещается в сторону гнева, а не снисхождения.

Именно поэтому мы чаще наблюдаем кадры, в которых человек проявляет свою неприглядную сущность, нежели эпизоды благородства. И часто причиной этому несдержанность и конфликтность.

Ибн Абу Лайля (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не стану спорить со своим товарищем, ибо, делая это, я либо опровергаю его слова, либо заставляю его гневаться». Задумываемся ли мы когда-нибудь о том, что, пытаясь переубедить, «загрузить», «посадить на место» оппонента, мы на самом деле ему проигрываем?

Да-да, именно так! Да просто потому, что желание кого-то превзойти само по себе – поражение в битве с собственным нафсом. Человек ни в коем случае не должен допускать, чтобы тот, кто не поддерживает его точку зрения, становился для него личным врагом.

Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) говорил: «Гнев благородных проявляется в делах, гнев глупцов – в речах». («Аль-Интика», с. 100) Согласитесь, образ благородства ну никак не вяжется с агрессором, брызжущим слюной, а типаж спорщика не ассоциируется с богобоязненностью и скромностью.

А дальше вы сами делайте выводы.

Братство на крови

В Коране говорится:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

(смысл): «Поистине, верующие – это братья». (сура Аль-Худжурат, аят 10)

То бишь, каким бы мерзавцем ни был стоящий напротив человек, и какие бы ужасные гримасы он вам ни корчил, ни в коем случае не допускайте проявления личной неприязни к нему. Возможно, это звучит чересчур патетично, но, поверьте, именно на этом зиждется основа благонравия.

Мы можем испытывать гнев в отношении недостойного поведения и отрицательных качеств человека, но должны остерегаться проявлять негатив к самому человеку. Ведь бывает так, что, выплеснув на противника весь негатив и не получив «ответку», спорщик впадает в дичайший ступор.

И в этот самый момент человек может воочию увидеть, как со стороны выглядит гнев и его противоположность – сабр. Недаром Пророк учил нас быть именно БРАТЬЯМИ. Не просто приятелями, которым наплевать на чувства знакомых, а БРАТЬЯМИ, которые тысячу раз подумают, прежде чем нанести своему брату обиду или задеть.

Как мы помним, в достоверном хадисе, который передаётся от Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), по этому поводу говорится:

المُسْلِمُ أَخُو المُسْلِم ، لا يَظْلِمهُ ، وَلاَ يُسْلمُهُ . مَنْ كَانَ في حَاجَة أخيه ، كَانَ اللهُ في حَاجَته ، وَمَنْ فَرَّجَ عَنْ مُسْلِم كُرْبَةً ، فَرَّجَ اللهُ عَنْهُ بها كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ يَومِ القِيَامَةِ ، وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِماً سَتَرَهُ اللهُ يَومَ القِيامَةِ

«Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде. Того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскрешения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскрешения». (Бухари, 2442; Муслим, 2580; Абу Дауд, 4893; Тирмизи, 1426)

А как иначе, если не притеснением, можно назвать конфликты и споры среди нас? Да никак! Это и есть самое настоящее зульму, когда, желая не проиграть в вербальной битве, мы идём порой на самые циничные поддёвки, абсолютно не задумываясь, что даже спустя долгое время «раны заживают, а шрамы остаются»...

ПОСТСКРИПТУМ

Хотелось бы, конечно, вбить какую-нибудь запоминающуюся финальную фразу, но на ум ничего дельного, как назло, не приходит. Поэтому скажу вот что: «Зачем ссориться, если можно быть братьями?»

Камаль Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.