Между учителем и учеником

23 Март 2019
4262

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

ليس منا من لم يرحم صغيرنا ويعرف شرف كبيرنا

«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям)». (Тирмизи, 1920)

Некоторое время назад в Инстаграм попало видео, записанное во время урока в школе в одном из дагестанских сёл. На видео запечатлено, как местный учитель в довольно жёсткой форме ругает ученика и бьёт его линейкой по рукам.

Конечно же, попав в социальные сети, видео мгновенно стало вирусным. В комментариях под видео предсказуемо начались споры, и на голову учителя из ролика посыпался поток оскорблений и проклятий.

Были, конечно, и те, кто встал на сторону преподавателя, сетуя, что ученики в наше время уже не те, что раньше, и что их приходиться держать в ежовых рукавицах. Но большинство всё же были на стороне ученика, и вскоре инцидентом заинтересовались правоохранительные органы.

На сегодняшний день Следственный комитет отстранил учителя от работы, а вместе с ним снял директора школы с занимаемых должностей на время следствия. Мне бы не хотелось сейчас, не зная сути дела, принимать чью-либо сторону и выставлять кого-то виноватым.

Однако хотелось бы в очередной раз напомнить всем нам (особенно преподавателям и учащимся) о том, каким этическим нормам между учителем и учеником учит нас наша религия.

Ученик (мутаалим)

В первую очередь ученик должен подчиняться учителю в моментах, которые касаются образовательного процесса, подобно тому, как пациент следует рекомендациям лечащего врача.

Также ученик должен быть прилежным и не создавать учителю лишних хлопот, а напротив, постараться приносить ему пользу и быть услужливым. В этом нет никакого унижения, учитывая, что в большинстве своём учителя намного старше учеников.

Имам аш-Шафии пишет: «Я пролистывал книгу перед имамом Маликом так тихо и нежно, чтобы он не услышал её шелеста».

Непозволительно ученикам проявлять в отношении учителя высокомерие и безалаберность.

В одном хадисе передано, что один час, потраченный на получение знаний, дороже, чем поклонение в течение семидесяти лет. И, конечно, степень учителя перед Всевышним в Судный день будет очень высока.

Поэтому хотелось бы посоветовать нашим школьникам и студентам более уважительно относиться к тем, кто даёт им знания. Помню, когда я училась в школе, отношения между учеником и учителем были несколько иными.

Например, нам ещё дома объясняли, что нужно слушаться учителя и беспрекословно выполнять всё, что он говорит. Так, благодаря родителям поддерживался авторитет учителя и некая дисциплинированность учеников. По крайней мере, в моём детстве было именно так. И я не припомню, что родители когда-либо говорили, чтобы в случае чего мы сразу жаловались на учителей.

Конечно, определённая строгость присутствовала, но на это никто никогда не жаловался, считая, что это в порядке вещей. Также я не помню, что кто-либо из тех, кто со мной учился, приводил бы в школу на «разборки» родственников, как это многие делают сейчас.

Мне кажется, многим родителям стоило бы вначале проследить за тем, как его чадо ведёт себя в школе, прежде чем портить отношения с учителями.

Учитель (муалим)

Однако «другими» раньше были не только ученики, но и сами учителя. Раньше, помню, в их отношении к ученикам было что-то от родительского чувства. Увидев школьников, занимающихся чем-то бесполезным, наши учителя обязательно делали замечание.

Также они беспокоились о том, чтобы дети не заболели и были одеты по погоде. Что касается уроков, то со многими отстающими ребятами они занимались после уроков, чтобы те не отставали от класса.

Да, они порой ругали и наказывали детей, но, как мне кажется, делали это исключительно ради самих детей. То есть они брали на себя ответственность, которая укрепляла связь между учеником и учителем.

На самом деле это были очень тёплые, доверительные отношения, построенные на взаимном уважении друг к другу. И эти отношения, кстати, сохранялись и после того, как мы оканчивали школу.

Однако было бы неправильным сказать, что если у некоторых сегодняшних школьников и студентов плохое воспитание, то в отношении их все средства хороши. Это абсолютно не так!

Причинение вреда – как физического, так и психологического – является с точки зрения Ислама зульмом, за который придётся отвечать перед Всевышним. Особенно учитывая тот факт, что детская психика очень восприимчива к насилию, и даже незначительное физическое наказание может оставить психологическую травму у ребёнка на всю жизнь.

Поэтому, дорогие педагоги, воспитывайте, пожалуйста, чужих детей так, как хотели бы, чтобы чужие учителя воспитывали вашего ребёнка.

P.S.

Как видите, дорогие братья и сёстры, отношения в школе и классе во многом зависят от обеих сторон: как от учителя, так и от ученика. И если мы хотим, чтобы наши дети отличались хорошим поведением, то следует в обязательном порядке обучить его элементарным нормам поведения на уроке. И тогда он по милости Аллаха обязательно приобретёт необходимые знания и воспитание.

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Альфия Синай

 

Смотрите также:

Этика ученика по отношению к учителю

Каким должен быть учитель

Учёными становятся из-за уважения к учителям

Учиться легче, нежели преподавать

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.