Разомкнутый круг. По следам Рамадана

11 Июнь 2019 679

«Люди будут спорить из-за религии, писать о ней книги, сражаться и умирать за неё, — но только не жить по ней». (Чарльз Калеб Колтон)

Дагестан. Наши дни.

На дворе чудесная прохладная погода. Щебечут птички, дети играют в дворовые игры, а радуга обрамляет небосвод. Люди на улицах, как всегда, приветливы и уважительны друг к другу.

В социальных сетях так вообще царит утопия: все юзеры обсуждают высокие идеи и почти сразу приходят к единому мнению при возникновении спорных ситуаций.

Ну а накануне таких событий, как Ид аль-Фитр, Дагестан и вовсе превращается в сплошной карнавал позитива: все отправляют друг другу поздравления и наилучшие пожелания. Дагестан встречает знаменательные события в единстве и согласии...

Было ещё много чего необычного, о чём я собирался вам поведать, однако бесстыжий будильник всё испортил. Открыв глаза и сбросив прилипчивое, как паутина, одеяло, я оказался в диаметрально противоположной Вселенной.

Вселенная эта называется Дагестан, и живёт она по своим удивительным нравам и обычаям. Да, люди тут по-прежнему улыбаются друг другу и всё так же почитают исламские праздники. Однако дети уже практически не играют на улицах, а женщины покупают готовые хинкалы-полуфабрикаты и пичкают ими доверчивых мужей.

Что же касается конфликтных ситуаций, то когда они возникают, никто, как правило, не хочет спускать их на тормозах, из-за чего практически любые «непонятки» у нас мгновенно перерастают в обоюдный обстрел.

Вот и прошедшие в преддверии Ид аль-Фитра дни наглядно показали, что до взаимопонимания и братства нам ещё – как ползком до Китая.

Раскол Луны

Кто бы мог подумать, что светлоликая и томная Луна может стать причиной диспутов и склок. Но в нашем причудливом мире возможно всё.

Понятное дело, что такие нюансы, как «точечное» наступление нового месяца по лунному календарю, дело довольно щепетильное и требующее досконального перекрёстного рассмотрения. Но с каких пор, скажите, пожалуйста, у нас в Дагестане это кого-то волновало?

Как известно, для «пролетариев» у подножья гор есть «арабские страны», которым нужно верить на слово, и какой-то непонятный, сформированный буквально на днях из одних неучей дагестанский Муфтият. Который, кстати, по мнению некоторых, много на себя берёт и крупными партиями штампует собственные фетвы.

Что смешно, так это то, что большинство «виртуальных алимов», никогда не державшие в руках серьёзных трудов в области фикха, свои судьбоносные умозаключения выводят на основе вычитанной из инета информации.

Тем удивительнее то, что к мнению таких свежеиспечённых «учёных» многие на полном серьёзе прислушиваются и тыкают их аргументами в каждую щель. Стоит ли после этого недоумевать, почему наша умма находится в таком плачевном состоянии и камнем падает вниз?

Если затрагивать техническую часть вопроса (что я крайне не люблю делать), то точная дата Ид аль-Фитра в том или ином регионе зависит от многих нюансов. Если лаконично, то, следуя Корану и Сунне, нам следует начинать соблюдать пост в начале месяца и «отпускать уразу» только при виде нового молодого месяца.

То есть если Луна точно видна всем, то у мусульман по этому поводу нет никаких разногласий. Однако если её величество Луна видна в одном регионе и не видна в другом, то даты Ид аль-Фитра могут различаться. Причём вполне легитимно с точки зрения шариата, о соблюдении которого так «переживают» пользователи соцсетей (многие из которых позавчера вылезли из подгузников, а вчера начали совершать намаз).

Так вот, в этот раз в Дагестане в ночь на четвёртое июня Луны видно не было. Как и не было стопроцентно надёжных источников, вещающих с территории Хиджаза, которые бы позволили нашим алимам, сняв с себя ответственность, скостить один день поста. Именно поэтому праздник у нас проводился пятого числа, с чем некоторые остались (в принципе, как всегда) не согласны. Однако я не буду сейчас разжёвывать то, что давно и основательно объяснял чуть ли не каждый наш богослов.

Соль в другом. Почему наш народ считает себя вправе выливать ушаты оскорблений на Муфтият только из-за того, что его решения порой не совпадают с решениями «арабских стран»?

Это дикая и абсолютно неадекватная позиция, которая вот уже несколько десятилетий не даёт нашему обществу объединиться. И ладно бы клавиатурные богословы высказывали всё это в лицо, не боясь опровержения. Так нет же, всё это остаётся в комментариях и пабликах, где можно, сняв маску благочестия, «быть собой» (мудаком, хейтером, тугодумом – неважно). Вообще, человек зачастую ведёт себя в соцсетях иначе, чем в реале. Тут нет регламента поведения, психологические барьеры сняты, за мат не дают по лицу и т. д. В общем, идеальный вайб[1], чтобы раскрыть свой потенциал великого критика и креативного мыслителя.

Этот феномен «раскрепощения» в сети, кстати, имеет вполне официальное название у психологов и именуется деиндивидуализацией. Этот икс-фактор помогает большинству фолловеров в момент споров, забыв об этикете, пытаться примерить на себя более радикальные роли.

Раскрепощает многих также и «невидимость»: никто тебя не видит и на улице не узнает, а значит можно преспокойно пылесосить кого угодно, не опасаясь «бумеранга». И благодаря именно этой «недосягаемости» людям (причём зачастую взрослым людям) намного проще разбрасывать пачками оскорбления, угрозы и демонстрировать весь вокабуляр ненормативной лексики, разжигая при этом спор.

От Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا ضَلَّ قَومٌ بَعْدَ هُدًى كَانُوا عَلَيهِ إِلَّا أُوتُوا الجَدَلَ

«Народ, вставший на истинный путь, может сбиться с него только из-за споров». (Тирмизи, 3253; Ибн Маджах, 48)

Так вот, наши уважаемые муфтиятоненавистники делают всё возможное и невозможное, чтобы наша община впала в это самое заблуждение и там же осталась с концами.

Конечно, жаль, что диванные философы не способны с таким же усердием газовать за что-то конструктивное и растрачивают свой запал на этом невежественном и откровенно глупом поприще. Ведь спорить и сеять раздоры нетрудно.

Намного труднее оставаться объективным и не закрывать глаза (и не затыкать уши), когда кто-то приводит доводы, опровергающие твою точку зрения. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَا يُؤْمِنُ الْعَبْدُ الْإِيمَانَ كُلَّهُ، حَتَّى يَتْرُكَ الْكَذِبَ فِي الْمُزَاحَةِ، وَيَتْرُكَ الْمِرَاءَ وَإِنْ كَانَ صَادِقًا

«Не станет полной вера раба, пока не откажется он от лжи в шутках и от споров, даже если будет говорить правду». (Имам Ахмад, 8630)

Постскриптум

На эту тему можно писать бесконечно. Это как костёр, в который кто-то обязательно подкинет дров, чтобы он не погас и продолжал сжигать по частям наше единство.

Однако мне не хочется вновь и вновь вскрывать эту старую гнойную рану на теле нашей уммы, из-за которой мы терпим фиаско на фронтах войны с невидимыми врагами среди нас.

Камаль Магомедов

 

[1] Вайб – идеальное совпадение времени и места (для чего-либо).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.