4 вещи, которые приведут нафс к повиновению Всевышнему

5 Июль 2019 4073

Каждый человек должен повиноваться своему Творцу и беспрекословно соблюдать предписания своего Создателя. Однако не каждый человек способен на это, ибо этому мешает множество преград.

В этой статье мы поговорим о том, как мусульманину одолеть одну из этих преград – свой нафс, и привести его к повиновению Всевышнему Аллаху. Это очень сложно, но, тем не менее, каждый из нас должен стараться следовать этому пути.

Первым делом человек сам должен стать на путь истины, быть честным и правдивым. Правдивость помогает не только обуздать свой нафс, но и может стать причиной увеличения удела и благ в этом мире и обретения Рая в Ахирате.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنْتُمْ تُوعَدُونَ

(смысл): «Поистине, к тем, которые уверовали и сказали: "Господь наш – Аллах", – а потом строго следуют этому до самой смерти, во время их смерти нисходят ангелы милости от Аллаха и говорят: "Не бойтесь смерти и того, что будет за ней в Судный день, и не печальтесь о том, что вы оставляете в этом мире за собой – своих детей, супругов и имущество, и радуйтесь Раю, который вам обещан Всевышним Аллахом"». (сура Фуссилят: 30)

Также человек может привести к повиновению Всевышнему Аллаху свой нафс, если он будет соблюдать четыре вещи, которые мы ниже приведём, и не будет отходить от них во всех жизненных ситуациях.

 

1. Соглашение

Человек должен заключить со своим нафсом соглашение, что он более не будет совершать плохие деяния и обязуется проявлять богобоязненность и повиноваться Всевышнему Аллаху. Лучше всего обновлять это соглашение каждое утро, пока человек не достигнет своей цели.

 

2. Контроль и надзор

Человек, желающей привести свой нафс к повиновению после заключения соглашения с ним, должен наблюдать и контролировать его, следить за тем, чтобы нафс действительно исполнял все пункты этого соглашения.

 

3. Отчёт

Как и во всех серьёзных делах, в этом деле должен быть учёт и отчётность. Каждый день человек должен брать отчёт со своего нафса и делать соответствующие выводы. Хорошо ещё подвергать нафс наказанию после отчёта, если он нарушил какие-либо пункты соглашения.

 

4. Старание

Если человек хочет, чтобы его нафс повиновался Всевышнему, он должен приложить к этому все свои силы. Несмотря ни на что, надо обязывать нафс к исполнению этого соглашения. Нельзя ему позволить поддаться соблазнам и козням шайтана.

Также быть правдивым человеку помогает молчание обо всём, что он услышал, за исключением случаев, когда он убедился в достоверности того или иного рассказа и уверен, что в этом есть явное благо.

Человек всегда должен помнить, что ложь навлекает на него Божью кару и он понесёт ответственность за все свои слова и дела, которые фиксируются ангелами Всевышнего. Всевышний Аллах в Коране говорит:

مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ

(смысл): «Человек не проронит ни единого слова, чтобы его не записали ангелы, приставленные к нему, – Ракиб и Атид». (сура Каф: 18)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاَللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَصْمُتْ

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». (Бухари, 6018; Муслим, 47)

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис, сказал: «Этот хадис, относительно достоверности которого учёные единогласны, является явным указанием на то, что следует говорить что-либо только в том случае, когда человек уверен, что в этой речи содержится благое. Это и есть разговор, из которого вытекает польза. А если человек сомневается в наличии блага в своей речи, пусть вообще не говорит».

В любом случае то, что говорит человек, должно быть правдой, ведь ложь несовместима с Исламом. Правдивость во всём отличает праведного мусульманина, помогает ему обуздать свой нафс и бороться с шайтаном. И в конце концов честность приводит человека в Рай.

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلَى البِرِّ ، وإنَّ البِرَّ يَهْدِي إِلَى الجَنَّةِ ، وإنَّ الرَّجُلَ لَيَصْدُقُ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ صِدِّيقاً . وإنَّ الكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الفُجُورِ ، وإنَّ الفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ ، وإنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ كَذَّاباً

«Поистине, правдивость ведёт к благочестию, а благочестие ведёт в Рай, и, поистине, человек будет постоянно говорить правду, пока не запишут его пред Аллахом как правдивейшего. И, поистине, ложь ведёт к греховному, а греховное ведёт к огню, и, поистине, человек будет постоянно лгать, пока не запишут его пред Аллахом как отъявленного лжеца». (Бухари, 6094; Муслим, 2697)

У человека, который постоянно говорит правду, честность становится второй натурой, благодаря чему он никогда не говорит ничего, кроме правды. Точно так же у того, кто постоянно лжёт, это также становится натурой, и ему бывает трудно говорить правду.

От Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто спрашивал своих сподвижников: «Видел ли кто-либо из вас какой-нибудь сон?», – и тогда ему рассказывали то, что было угодно Аллаху, а однажды утром он сказал им:

وأمَّا الرَّجُلُ الَّذِي أتَيْتَ عَلَيْهِ يُشَرْشَرُ شِدْقُهُ إِلَى قَفَاهُ ، ومِنْخَرُهُ إِلَى قَفَاهُ ، وَعَيْنُهُ إِلَى قَفَاهُ ، فإنَّهُ الرَّجُلُ يَغْدُو مِنْ بَيْتِهِ فَيَكْذِبُ الكِذْبَةَ تَبْلُغُ الآفاقَ

«…Что касается второго человека, мимо которого ты проходил и которому раздирали уголки губ, ноздри и глаза до самого затылка, то вина его состояла в том, что по утрам он выходил из своего дома и повсюду распространял ложь». (Бухари, 7047)

Поэтому каждый человек должен помнить, что клеветнические речи (то, что пожинают их языки) – это главная причина попадания в Ад. Ведь в хадисе, который передаётся от Му‘аза (да будет доволен им Аллах), сообщается:

 يَا رسولَ الله وإنَّا لَمُؤاخَذُونَ بما نَتَكَلَّمُ بِهِ ؟ فقالَ ثَكِلَتْكَ أُمُّكَ ! وَهَلْ يَكُبُّ الناسَ فِي النَّارِ عَلَى وُجُوهِهِمْ إِلاَّ حَصَائِدُ أَلْسِنَتِهِمْ ؟

«Я спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): "О Посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?", – и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: "Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!"». (Тирмизи, 2616)

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

 

Смотрите также:

Честность – залог успеха в обоих Мирах

7 признаков богобоязненности

Худший враг мусульманина вовсе не шайтан...

Борьба против эго и оставление своих страстей

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.